Правовая информатика

Страница: 2/6

ü органов государственной власти РФ;

ü органов исполнительной власти РФ;

ü органов государственной власти субъектов РФ.

Информатизация влияет не только на эффективность юридических технологий, сферу правотворчества и правореализации, но и на существо правовых отношений. Все боль­шую роль играют такие понятия, как электронная сделка, элек­тронное издание, электронная биржа, электронные торги, электронная система финансовых расчетов, электронный ар­хив и т. п.

В данной сфере следует отметить Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", целью которого является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Действие нданного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях.

Применение электронной цифровой подписи предусмат­ривает также проект федерального закона "О Государствен­ной автоматизированной системе "Выборы"[5]. В соответствии со ст. 160 ГК РФ при совершении сделок может быть использова­на наряду с другими средствами электронная цифровая под­пись в случае и в порядке, предусмотренном законом.

Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соот­ветствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может ис­пользоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участву­ют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.

Дополнительные возможности открывает Закон РФ "О средствах массовой информации"[6] (с изменениями и дополнениями). Перво­степенное значение имеют ст. 38 и 39 Закона. Согласно ст. 38 граждане вправе оперативно получить через СМИ достовер­ные сведения о деятельности государственных органов и орга­низаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии со ст. 39 редакция СМИ имеет право запраши­вать (в устной и в письменной форме) информацию о деятель­ности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации" регулирует отношения, возникающие в свя­зи с распространением государственными СМИ материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Вопросы деятельности СМИ в сфере правовой информа­ции регулируются и в подзаконных актах. В частности, в Ука­зе Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граж­дан на информацию"[7] установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:

Þ в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан;

Þ в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях;

Þ в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан;

Þ в создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.

Из сказанного можно сделать следующий вывод: разви­тие законодательства за последние годы сформировало нор­мативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.

* * *

Выполняя важные функции по обеспечению общества све­дениями и знаниями, информация в то же время может при­чинить ему определенный ущерб. Появились новые виды преступлений (компьютерные), осно­ванные на возможностях несанкционированного и неправомер­ного доступа к информации. Это — компьютерные вирусы, "логические бомбы", программы, допускающие неправомер­ное проникновение в информационные сети с целью "элект­ронной кражи" денег, распространение порнографии, а так­же "электронный" шпионаж.

Реферат опубликован: 19/04/2007