Общественное производство и общественное богатство

Страница: 2/9

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности,или нужды,которое он стремится преодолеть.Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия (осуществлять производственную деятельность).

Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается прежде всего высших потребностей (потребности в образовании,искусстве,развлечении и т.д.)

Благо- это средство для удовлетворения потребностей. А.Маршалл определяет благо как «желаемую вещь,удовлетворяющую человеческую потребность». Ж.-Б. Сэй определяет блага «как средства,которые мы имеем для удовлетворения наших потребностей». Свойство какого-либо предмета,которое позволяет удовлетворять определенную потребность человека,еще не делает его благом. На этот факт особое внимание обращает один из виднейших представителей австрийской школы К.Менгер. Так,корень женьшеня способен поднять жизненный тонус человека. Но пока люди не обнаружили это свойство,растение не носило характера блага. Другими словами,способность предмета удовлетворять какую-либо потребность должна быть осознана человеком.

Факторы производства (труд,капиталл,земля,предпринимательство) будут подробнее охарактеризованы в разделе (2) ,здесь же подчеркнем,что под капиталом как фактором производства понимаются отнюдь не отношения эксплуатации. Если воспользоваться терминологией австрийской школы,то капитал - это блага высшего порядка. По мере развития человеческой цивилизации значение благ высшего порядка (или средств для производства,по выражению Менгера) все более увиличивается.

До сих пор речь шла главным образом о материальных благах. Но процесс производства включает в себя и оказание материальных услуг. Например,транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи,которую можно потрогать,а перемещение ее в пространстве.

Этот параграф имеет в своем названии словосочетание «общественное производство». Почему потребовался этот эпитет? Разве понятия производства как таково не достаточно для того,чтобы уяснить необходимость взаимодействия основных факторов производства? Дело в том,что процесс производства осуществляется не изолированными субъектами хозяйства,а в обществе,в системе общественного разделения труда. Даже отдельный ремесленник или фермер,полагая что он действует абсолютно независимо,на самом деле связан тысячами хозяйственных нитей с другими людьми.

Общественное богатство выступает как результат процесса производства. Традиционное понимание общественного богатства,восходящее к основоположникам классической школы,характеризует его как вооплащенный в материальных благах накопленный прошлый труд предшествующих и настоящего поколений.

Для того,чтобы определить факторы,повышающие эффективность производства и создания общественного богатства,обратимся к работе А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов».

2. «Богатство народов».Трактовка А.Смита.

2.1. Краткий очерк биографии А. Смита. Его главные работы

Адам Смит родился в апреле 1723г. В городе Керколди в Шотландии. Сын таможенного чиновника. Получил образование в университетах Глазго (1737-1740г.) И Оксфорда (1740 - 1746г.). В 1748г. Начал читать публичные лекции по литературе и естественному праву в Эдинбурге. В 1751г. Занимает кафедру логики в Глазговском университете, в 1752 г. - там же кафедру нравственной философии; знакомится с Дэвидом Юмом. Впервые публикуется в 1755г. В этом же году в лекциях в ряд своих основных экономических идей.

Весна 1759г. Ознаменовалась выходом в свет в Лондоне книги "Теория нравственных чувств", заложившей основы известности Смита как философа. С 1759 по 1763 год он усиленно занимается правом, получает степень доктора прав. Тогда же делает наброски нескольких глав книги "Исследование о природе и причинах богатства народов" (иначе «Богатство народов). В феврале 1764 г. Едет во Францию. Знакомиться с Вольтером, общается с Гельвецием, Гольбахом, Дидро, Д’Аламбером, развивает свои экономические и философские взгляды.

Март 1776г. - выход в свет в Лондоне "Богатства народов" - главного труда А. Смита.

С 1778г. Он - таможенный комиссар в Эдинбурге, а с 1787г. - ректор университета в Глазго.

Реферат опубликован: 21/01/2008