История экономических учений

Страница: 2/17

В современной экономической теории кроме неолиберального выделяют неоклас­сическое, неокейнсианское, институционально-социологи­ческое и другие направления.

В основу неоклассического направления положен прин­цип невмешательства государства в экономику. Сторонни­ки этого направления считают, что рыночный механизм способен сам регулировать экономику, устанавливать рав­новесие между предложением и спросом, между производ­ством и потреблением. Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свобо­ду частного предпринимательства, рыночных сил. Теории (предельного — продукта, производительности, издержек и т.д.) заложили основы неоклассической концепции, отличающейся от классической использование предельных понятий.

Неокейнсианство базируется на идеях известного анг­лийского экономиста Дж. М. Кейнса о необходимости воз­действия государства на экономические процессы в целях приспособления экономических отношений к новым усло­виям. Неокейнсианцы выступают за постоянное, система­тическое вмешательство государства в экономику (предста­вители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис и др.).

Представители институционально-социологического на­правления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают эко­номику в качестве системы, в которой отношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так и социологических, политических и со­циально-психологических факторов. Объектом их исследо­вания являются "институты", под которыми подразумевают­ся корпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явле­ния (например, обычаи, нормы поведения различных соци­альных групп, привычки, инстинкты и т.д.).

В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимости сочетания государственного регули­рования и свободного стимулирования производства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в соче­тании государственного и рыночного регулирования эконо­мики. Сочетание государственного производства и частного предпринимательства дает смешанную экономику.

БИЛЕТЫ по истории ЭУ

1. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья. Экономическое учение меркантилистов

Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились в древнем мире, когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов.

Сам термин «экономика» происходит от греческого «ведения домашнего хозяйства». Отрывочные экономические воззрения встречаются с древних времен у:

Ксенофонт (430-355гг), который отдавал предпочтение натуральному хозяйству на земле, ибо оно делает человека здоровым, сытым и справедливым (земля больше одаривает трудолюбивого). Одобрял штрафы на накопление в личном пользовании золота и поддерживал введение железных денег, которые делают богатство неудобным. К ремесленному труду относился снисходительно, но признавал, что ремесленник может достичь большого умения за счет разделения труда

Платон (427-340 был величайшим философом, экономические проблемы его интересовали незначительно. Возникновение государства он связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и обменом. Государство может существовать длительное время, если только оно основано на натуральном хозяйстве и деньги имеют ограниченное хождение. Имущество граждан не должно быть чрезмерным, излишек должен передаваться государству, запрещаются ссуды под проценты, закон должен устанавливать пределы цен. Рассуждения Платона часто называют социалистическими, т.к. он считал, что правители и воины не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от обязанностей и забот о благе общества, крестьяне и ремесленники могут быть собственниками, все имущество которых учтено, и, излишек отбирается государством. Вывод: исчезнет соперничество и раздоры, суды, золото и серебро станут ненужными.

Аристотель (384-322) Считал, что государство способствует обмену между людьми. Аристотель в отличие от предыдущих был сторонник частной собственности, она есть основа богатства, первый предмет владения). Но был против большого богатства – «средний достаток из всех благ лучше всего». Он одобрял экономику или производство для своих естественных потребностей порицал производство для обогащения. Аристотель различал потребительную стоимость (пользу) и меновую стоимость. Он считал, что деньги это средство обмена и их нельзя ссужать под проценты. Аристотель считал, что человек общественное животное, которое может жить только в обществе и государстве, созданию государства способствует обмен между людьми, ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов, так как орудия труда не могут сами работать, рабы - источник богатства.

Реферат опубликован: 30/03/2010