История экономики

Страница: 18/19

4. В СССР продолжается совершенствование хозяйства центрально-управляемого типа.

Апогея достигает административно-командная система. К концу 60-х годов механизм достиг своей максимальной отладки (отсюда иллюзия Н.С. Хрущева о том, что с 1980 г. мы должны были жить при «коммунизме»). Больше нечего было совершенствовать, и механизм теряет свою динамику, начинается стагнация. Проявление негативных результатов этого было задержано в связи с мировым энергетическим кризисом начала 70-х и экономическим кризисом середины 70-х годов. Появление огромной массы свободных «нефтедолларов» в плановом народном хозяйстве продлило «пробег машины». Но к началу 80-х годов их попросту «проели» (непроизводительно израсходовали) и потребность что-то делать, куда-то двигаться дальше (потребность «перестройки», т.е. выбора) стала наиболее актуальной проблемой.

& Подробнее смотри: 2, 3, 4, 5, 7.

Тема 12. Современные проблемы становления свободного рынка в России

Основные вопросы темы

1. Специфика становления и развития экономической культуры России.

2. Предпосылки и причины эрозии государственности СССР.

3. Стратегические интересы России в мировом хозяйстве.

1. Последствия столкновения разноуровневых миров-экономик и противоборства двух систем практически показали преимущество и жизнеспособность хозяйства свободно-рыночного типа. Специфическая экономическая культура, складывавшаяся в России на протяжении столетий, характерно свидетельствует о незрелости мира-экономики России. Советская социалистическая модель и административно-командная система не выдержали соревнования за лидерство с системой свободных рынков и «капитализмом». С начала 80-х годов в СССР значительно обострилась проблема выбора ориентации национальной экономики. Управленческий кризис значительно усугублялся хронической нерешенностью социально-экономических проблем – главной предпосылкой и причиной эрозии государственности.

2. Анализ хода экономических реформ в России и их собственно-экономических, а также политических и социальных последствий приводит к выводу о необходимости сочетать политику финансовой стабилизации с активной перестройкой всех других сфер экономической жизни. Без этого невозможно использовать некоторые предпосылки возобновления экономического роста.

Попытки разрешить проблему перехода к рыночной экономике с помощью только финансовых инструментов, независимо от других экономико-социальных факторов, потерпели неудачу. Политика государственного воздействия на экономику в таком узком диапазоне не отвечала требованиям оздоровления народного хозяйства.

В период структурно-экономической и хозяйственной перестройки значительно возрастают роль и задачи государства в формировании свободно-рыночной системы. Важнейшим становится сбалансированное и обоснованное соотношение стратегии и тактики реформ. Залогом успеха становится четкое осознание того, что делать и как делать.

Выбор тактики реформ находится под сильным воздействием многих факторов: высокая монополизация базовых отраслей (добывающих и ранних стадий экономического предела); структурный разрыв между экспортно-ориентированными и работающими на внутренний рынок отраслями; милитаризация экономики; значительный отрыв в уровнях экономического развития регионов; слабая инфраструктурная обеспеченность и др. Перестройка на «постсоциалистическом пространстве» это ярко демонстрирует. Можно выделить общие и различные формы проведения «шоковой терапии» и обеспечения социальной защиты населения в Польше, Венгрии, Украине, Белоруссии, России, Китае.

3. Особые экономические условия влияют на формирование экономического потенциала России. В зависимости от величины этого потенциала определяются стратегические интересы России в мировом хозяйстве. Прежде всего, это обеспечение доступа отечественным предприятиям к мировым рынкам машин и оборудования, технологий и информации, капитала, минерально-сырьевых ресурсов и транспортным коммуникациям. Большое значение имеет достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами, интеграционными группировками, организациями и союзами и урегулирование имеющихся валютно-финансовых проблем. Особая роль принадлежит формированию эффективной системы защиты стратегических интересов России – валютный, экспортный, таможенный контроль и др. При всем этом необходимо учитывать важность пересмотра международного разделения труда.

Реферат опубликован: 1/06/2006