История развития товарных отношений

Страница: 8/8

Средоточием главных торговых маршрутов оставалась Мо­сква.

В первой половине XIX века внутренняя торговля осуществля­лась преимущественно в виде ярмарок, которые имелись в каж­дом сколь-нибудь крупном экономическом районе страны. Большинство ярмарок (около 4 тысяч) были мелкими; обороты 60 крупных ярмарок превышали миллионы рублей. Самой крупной была Нижегородская ярмарка, обороты которой были свыше 100 млн. руб. в год. У ярмарочной торговли, характер­ной для феодального способа производства, имелись сущест­венные недостатки: частая порча товаров из-за невозможности обеспечить правильное хранение, потери времени продавца и покупателя, резкие колебания цен на одни и те же товары на разных ярмарках.

В течение XIX в. шло развитие другой, более прогрессивной формы торговли — магазинной. Значение ярмарочной торговли снижалось, шел перенос ярмарок на окраинные районы стра­ны. Однако абсолютное число ярмарок неуклонно росло и в середине столетия составило 6 тыс., а в конце — 18 тыс.

Довольно интенсивно — по российским меркам — развива­лись и биржи, число которых к началу XX в. достигло 90. Руко­водство биржами было сосредоточено в Министерстве торговли и промышленности, за исключением фондового отдела Санкт-Петербургской биржи — он находился в ведении Министерства финансов.

Это свидетельствовало о том, что состояние внутреннего рынка менялось, хотя и медленно. В середине века в количест­венном отношении в стране продолжали господствовать нату­ральные отношения. Торговые связи между отдельными частя­ми страны по-прежнему не были достаточно крепкими, что проявлялось прежде всего в значительных колебаниях хлебных цен в различных регионах империи: разница в ценах на хлеб в местах его производства и потребления была огромна и могла составлять 10 и более раз. В первой половине столетия на ры­нок ориентировались преимущественно помещики, в порефор­менный период — фермеры.

Заключение.

Итак, способность «человека разумного» делать мир лучше, обустраивать его привело к началу развития товарных отношений. Сначала появился простой обмен, одной из разновидностей которого был дарообмен – люди просто дарили друг другу еду и вещи. Потом стали появляться рынки, на которые люди могли прийти и обменять свою продукцию на чью-то еще. Постепенно стали входить в оборот деньги. Появились ярмарки, товарные биржи, а затем магазины. Сейчас же, в связи с быстрым развитием компьютерных технологий, появлением электронных денег, стало возможным приобретать товары через всемирную компьютерную сеть Интернет, ответив всего лишь на несколько вопросов.

Литература:

1. «История мировой экономики», под ред. ак. Г.Б. Поляка, проф. А.Н.Макаровой, «Юнити», Москва, 2000

2. В.О. Ключевский, «Лекции по русской истории, читанные на Высших женских курсах в Москве 1872-1875», «ВЛАДОС», Москва, 1997

3. «Советский энциклопедический словарь», под ред. А.М. Прохорова, «Советская энциклопедия», 1984

Реферат опубликован: 5/10/2006