Д. Рикардо о факторах определяющих стоимость товара

Страница: 2/3

Однако думается, что Рикардо, вполне обоснованно отвергавший тезис о полезности товара как источнике его стоимости, все же недостаточно полно учитывал роль по­требителей в процессе регулирования стоимости. Он, на­пример, писал следующее: "Уменьшите издержки произ­водства шляп, и цена их, в конце концов, понизится до уровня их новой естественной цены, хотя спрос мог бы удвоиться, утроиться или учетвериться" (3. Т. И. С. 253). При таком увеличении спроса, если объем производимой продукции не будет соответственно увеличен, цены на това­ры не упадут, а возрастут. При этих условиях возможно и увеличение стоимости товара; если снизятся средние из­держки производства шляп, а спрос на них многократно увеличится, то в качестве регулятора стоимости могут выступить затраты труда на худших предприятиях. Общая сумма общественной стоимости в этом случае превысит сумму индивидуальных стоимостей товаров. Возникнет явление так называемой ложной социальной стоимости.

С этих же позиций Рикардо нанес удар и по концепции "субъективной ценности". Он показал, что эта концепция лишает теорию стоимости какого-либо объективного осно­вания. Рикардо писал: "Когда мы говорим, что ценность должна измеряться удовольствием, доставляемым пользо­ванием товаром его собственнику, то мы более, чем когда- либо, далеки от того, чтобы иметь мерило ценности, ибо два человека от пользования одним и тем же предметом могут получить в высокой степени различное удовольст­вие" (Пят. по: 20. С. 37).

Стоимостные отношения проявляются на поверхности в сложной, запутанной форме, подчас ставящей под сомнение сам факт определения стоимости затратами труда на произ­водство товара. Одна из таких загадок поставила в тупик и Рикардо.

Он задумался над вопросом о том, чем определяется стоимость невоспроизводимых предметов старины и ше­девров искусства. С одной стороны, исходя из общего определения закона стоимости она должна определяться ни чем иным, как затратами труда на их производство. С дру­гой стороны, очевидно и то, что стоимость таких товаров не определяется затратами, поскольку цены на них сталь велики, что не находятся ни в какой свя­зи с затратами труда.

Ошибка Рикардо основана на том, что он смешивал здесь стоимость товаров и их цену. На цену соотноше­ние спроса и предложения действительно воздействует непосредственно. Редкие, невоспроизводимые товары фактически продаются по высокой монопольной цене, поскольку их количество невозможно увеличить ни при каких затратах труда. Вместе с тем такого рода то­вары имеют тенденцию становиться все более редкими (вследствие их утраты, порчи и т.п.), а потому и цены на них, как правило, возрастают. Таким образом, фе­номен монопольной цены полностью объясняет все ос­новные особенности в движении цен на невоспроизводи­мые товары.

Другим аспектом ошибки Рикардо является непонима­ние им того обстоятельства, что невоспроизводимые това­ры не обладают стоимостью. Они представляют собой еди­ничные товары, неповторимые творения выдающихся мас­теров. Поэтому индивидуальный труд, пошедший на их изготовление, не превращается в общественно необходи­мый труд, не приобретает формы стоимости. Это выра­жается в том, что затраты труда на такого рода товары не регулируют их обмена на другие товары, не определяют их меновых стоимостей. Фактически Рикардо близко под­ходил к пониманию этой стороны дела. Он писал о невос­производимых товарах: "Цена их не стоит ни в какой необходимой связи с их естественной стоимостью" (3. Т. И. С. 259). Но раз цены не определяются затратами труда, это как раз и свидетельствует о том, что такие това­ры не обладают стоимостью.

Реферат опубликован: 20/06/2006