Промышленный переворот, капиталистическая индустриализация и ее особенности в Германии

Страница: 3/5

Как уже сказано, к началу XIX в промышленный переворот в Германии еще не начался. И в первые десятилетия XIX в. по­ложение почти не менялось. Первый паровой двигатель по­явился в Германии в 1788 г., а второй — только в 1822 г. Прав­да, во втором десятилетии XIX в. началось некоторое оживле­ние в промышленности: континентальная блокада сократила импорт дешевых английских товаров, и их производство при­шлось налаживать в Германии. Именно в это время появились первые фабрики.

Из-за феодальной раздробленности отдельные районы Германии существенно различались по своему экономическому развитию. Так, если в западной Германии развивалась угольная, металлургичес­кая и текстильная промышленность, то в восточной была только полотняная, да и та на стадии рассеянной мануфактуры.

Начало промышленного переворота можно отнести к 30-м г. XIX в., но в это время он затронул лишь текстильную промышленность и лишь в некоторых из германских государств. До середины XIX в. пе­реворот не вышел из начальной стадии. Преобладало пока ремесло.

Это объяснялось тем, что и в первой половине XIX в. сохра­нялись причины, которые тормозили развитие производства: сохранялась феодальная раздробленность; продолжалось осво­бождение крестьян; Германия оставалась в стороне от мировых торговых путей.

Но к середине века в Германии происходят события, которые частично устраняют препятствия.

В 1833 г был образован Таможенный союз, который сначала объединил только часть германских государств, а затем к нему при­соединились и другие. Пошлины были ликвидированы. Таможенный союз стал первым шагом к слиянию германских государств в единое экономическое целое.

В 1848 г. произошла буржуазная революция. Перед этой рево­люцией стояли обычные задачи буржуазной революции — ликви­дировать остатки феодальных отношений и политическое господ­ство феодалов. Была и не совсем обычная задача — объединить Германию в одно государство, ликвидировать феодальную раз­дробленность. Ведь обычно феодальная раздробленность конча­ется задолго до буржуазной революции.

Революция закончилась компромиссным соглашением между фе­одалами и буржуазией. В результате этого компромисса земля оста­лась в собственности юнкеров, политическую власть разделили фео­далы и буржуазия, феодальные отношения постепенно ликвидирова­лись. Объединение Германии пока не состоялось. Но все же револю­ция несколько расчистила путь для дальнейшего экономического раз­вития.

Но главным стимулом развития промышленности и промышлен­ного переворота было, конечно, освобождение крестьян, которое в основном завершилось именно к середине века.

Промышленный переворот в Германии развернулся в 50-60-е гг. Но даже к 1870 г. фабрика не вытеснила мануфактуру и ремесло. Из всех людей, занятых в это время в промышленности, лишь по­ловину составляли рабочие, а половину — ремесленники. Дело в том, что Германия все еще не была объединена в одно государство, и в ее составе наряду с экономически развитыми государствами сохранялись отсталые аграрные. Завершение промышленного пе­реворота могло произойти и произошло только после окончатель­ного объединения Германии.

3. Особенности капиталистической

индустриализации в Германии

Промышленный переворот в Германии, ее индустриализация, т.е. создание фабрично-заводской промышленности, имели свои особен­ности.

Первая особенность заключалось в том, что если в других стра­нах переворот начинался с легкой промышленности, то в Германии в годы переворота развивались главным образом тяжелая промыш­ленность, а легкая отставала. За период с 1840 по 1870 г. г. промыш­ленное производство Германии выросло на 49%, но добыча камен­ного угля — в 5 раз, а выплавка чугуна — в 7 раз. Хотя переворот в текстильной промышленности начался в 30-х г, но и в 1870 г. в этой отрасли еще господствовала рассеянная мануфактура, Чем объяс­нялся этот опережающий рост тяжелой промышленности? Тем, что главными стимулами развития промышленности в Германии были стро­ительство железных дорог и военные потребности.

В середине XIX в. в Германии началось ускоренное строитель­ство железных дорог, причем строило эти дороги в основном государство, а не частные предприниматели Строительство железных дорог имело не только экономические, но и стратеги­ческие цели.

Германия, как отмечалось, к этому времени оказалась в сторо­не от мировых торговых путей. Но железные дороги изменили эту ситуацию Германия, занимающая центральное положение в Европе оказалась в центре европейской железнодорожной сети. Соседним государствам стало выгодно перевозить товары через ее территорию. И Германия вновь оказалась в центре европейской торговли.

Реферат опубликован: 7/10/2006