Открытие и освоение Дальнего Востока

Страница: 4/14

Но предпринять открытое исследование этих районов было уже невозможно. Англия только что добившаяся ряда привилегий от Китая в результате первой «опиумной» войны, могла бы в случае открытых действий России в районе Амура пойти на новые провокации и требования в Китае. «Но и дальнейшее наступление Англии на Китай вовсе не входило в расчёты царского правительства, с другой стороны – период, следовавший вслед за «опиумной» войной, был наиболее удобным для того, чтобы добиться от Китая возвращения Амурского края России мирным путём».

В этих условиях, Российско-Американская компания, действовавшая от своего имени, исполняла вместе с тем все распоряжения правительства. И в 1844 году исследованием Амура занялась Российско-Американская компания. Итак, в первой половине XIX столетия продолжались настойчивые попытки русского правительства к поискам путей для возвращения Приамурья к России.

Несмотря на то, что Амурская экспедиция была сформирована в 1851 году, её историю необходимо начинать с плавания военного транспорта «Байкал» в 1848 – 1849 годах. Командир транспорта Г.И.Невельской, давно интересовавшийся проблемой Амура, добровольно попросился у Ф.П.Литке и А.С.Меншикова в это плавание. Ценой больших трудностей он добился раннего прихода транспорта в Петропавловск и сумел в течение лета 1849 года разрешить важные географические проблемы. Амур заново был открыт для мореплавателей, устье его оказалось доступным для кораблей всех рангов, как с севера, так и с юга, и, следовательно, Сахалин был островом.

Энергичные шаги по возвращению России Приамурья предпринял Н.Н.Муравьёв, вновь назначенный генерал-губернатором Восточной Сибири в 1847 году. Ему принадлежат слова: «Кто будет владеть устьями Амура, тот будет владеть и Сибирью». Он энергично поддержал просьбу Г.И.Невельского произвести надлежащие исследования.

Меншиков по ходатайству Н.Н.Муравьёва добился у царя утверждения инструкции для производства соответствующих исследований в лимане. Н.Н.Муравьёв предпринял в 1849 году путешествия по Якутии и Охотскому морю на Камчатку. Он перенёс русский тихоокеанский порт из Охотска в Петропавловск.

Плавание Г.И.Невельского на военном транспорте «Байкал» в 1848 – 1849 годах знаменует собой возобновление активных действий правительства России по определению на местности русско-китайской границы в районе реки Амур. Инициативные действия Г.И.Невельского привели к важнейшим географическим открытиям, которые обеспечивали русскому правительству возможность выработки правильного политического курса в отношениях с Китаем. Материалы, собранные в результате плавания «Байкала», имели исключительное значение для исторической картографии и исторической географии. Они позволяют воссоздать подлинную историко-географическую обстановку событий 120-летней давности, имеющую большое значение для истории России. 29 июня 1850 года Г.И.Невельской поднял русский флаг в низовьях Амура и основал на мысе Куегда Николаевский пост (Николаевск-на-Амуре), ставший с 1855 года главной морской базой страны на Тихом океане.

В 1854-1856 годах были проведены сплавы войск и казаков по Амуру. Это позволило поставить новые посты, станицы, селения: Мариинское, Успенское, Богородское, Иркутское и другие. На нижнем Амуре в заливе Счастья возникли русские поселения. Число русских в крае заметно увеличилось. Офицеры экспедиции совершали поездки по Приамурскому краю. Расширялись торговые связи с местными жителями, которые не знали никакой иноземной власти. Мирная политика русского правительства, проводимая в отношениях с Китаем по Амурскому вопросу, принесла успешные плоды.

Деятельность Д.И.Орлова, Н.М.Чихачёва, Г.Д.Разградского, А.И.Петрова, А.И.Воронина, А.П.Березина, Н.К.Бошняка дала возможность составить первое научное описание Приамурья и части Уссурийского края, а также северной части Сахалина. Ими была составлена карта Приамурья, нижнего Амура, части Уссурийского края, а также северной части Сахалина. Была исправлена неточность нанесения горных хребтов на картах и выяснены их направления, установлена неточность карт И.Ф.Крузенштерна и Ж.Ф.Лаперуза по Татарскому проливу. На Сахалине были открыты месторождения каменного угля, описан весь северный Сахалин и пересечён по направлению реки Тышь, открыта Императорская (Советская) Гавань. В течение двух лет экспедиции стал известен таинственный Приамурский край.

Реферат опубликован: 12/06/2008