История государства и права России

Страница: 5/9

4.Контрреформы 1880-1890 годов и их правовое закрепление.

Отход от провозглашенных принципов судебной реформы начался по двум направлениям сразу . Прежде всего , все чаще стали практиковаться изьятия из общего судебного порядка с передачей дел на рассмотрение специальных и чрезвычайных судов . Важную роль сыграло также примечание к ст.1 Устава уголовного судопроизводства , допускавшее ситуации , при которых «административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков». С нарастанием реакции в стране система административной репрессии стала быстро развиваться за счет сокращения числа дел , рассматривавшихся в общих судебных инстанциях . Так , по известному политическому «делу 193-х» суд оправдал большинство подсудимых , однако , после оправдательного приговора эти люди в административном порядке были подвергнутыссылке на поселение . Телесные наказания , отмененные указом 1863 г., на практике продолжали применяться в соответствии с решением Комитета министров .

В 1871 г.дознание по государственным преступлениям было официально поручено Корпусу жандармов . Собранные материалы должны были передаваться министру юстиции , который мог направить их в судебные инстанции или принять меры к решению в административном порядке . В 1872 г.наиболее важные дела по государственным преступлениям были переданы на рассмотрение Особого присутствия Сената с участием сословных представителей .В 1874 г.из ведения общих судов изъяты дела о «противозаконных сообществах» и участии в них , в 1878 г. – дела о противодействии или сопротивлении властям и покушении на должностных лиц . Обвиняемые в этих преступлениях предавались военному суду .

После покушения на императора Александра II , совершенного народовольцами , усиливается правительственное наступление на судебную систему , порожденную реформой. В 1881 г.было принято специальное «Положение о мерах к ограждению государственного порядка и общественного спокойствия» , возвратившее и закрепившее все ранее сделанные изъятия из общего судебного порядка . Согласно этому Положению министру внутренних дел и генерал-губернатору предоставлялось право передавать ряд дел на рассмотрение военных судов для решения по законам военного времени , причем это право не было ограничено территориальными пределами: достаточно , чтобы в одном месте было введено положение чрезвычайной охраны , и оно могло распространяться на любую часть страны . Военные суды рассматривали дела в кратчайшие сроки с минимальными гарантиями прав обвиняемого , приговаривая к самым суровым наказаниям .

Еще в 1866 г.у суда присяжных были изъяты дела о печати , административные органы понуждали прокуроров возбуждать дела против наиболее смелых публицистов и редакторов . Наступление началось задолго до 1881 г.: в интересах конфиденциальности допрос высших должностных лиц с 1869 г.мог производиться на дому , в 1887 г. суду предоставлялось право закрывать двери заседаний , объявляя слушающееся дело «деликатным» , «конфиденциальным» или «секретным» .

В 1889 г.вступило в действие Положение о земских участковых начальниках , разрушившее раздельность судебной и административной властей . Этим актом был нанесен серьезный удар по системе мировых судов , их число существенно сократилось , а затем они исчезли вовсе (1913 г.) . В уездах вместо мировых судей вводится институт земских начальников , наделенных широкими административно-судебными правами в отношении крестьянского населения . Они осуществляли контроль над сельскими и волостными органами самоуправления , руководили полицией и надзирали за деятельностью волостных судов . Сословный принцип подбора кадров проявился здесь очень явно .

Параллельно с земскими начальниками в уезде действовали уездные окружные суды , которые рассматривали дела , изъятые у мировых судей , но не перешедшие к земским начальникам , в городах вместо мировых судей появились городские судьи , назначаемые министром юстиции .

Административное вмешательство в судопроизводство повлекло за собой отход от одного из важнейших принципов судебной реформы – гласности суда . В 1887 г.провозглашено право суда рассматривать дела при закрытых дверях , в 1891 г.резко сузилась гласность гражданского судопроизводства . Волостные суды , которые уже в ходе самой судебной реформы составляли особое звено судебной системы (специальный порядок судопроизводства , применение телесных наказаний , руководство нормами обычного права), с 1889 г.попали под непосредственный контроль земских начальников . Последние отбирали кандидатов для волостных судов , осуществляли ревизии , штрафовали и арестовывали без особых формальностей волостных судей .

Реферат опубликован: 31/03/2006