Государственный аппарат России в годы гражданской войны

Страница: 1/2

При перехода ВЦИК на сессионный порядок работы изме­нился характер деятельности его Президиума, он руководил засе­даниями ВЦИК, решал отдельные вопросы в период между сес­сиями ВЦИК, утверждал или приостанавливал акты СНК, отме­нял постановления СНК и издавал свои постановления от имени ВЦИК. С декабря 1920г. Президиум ВЦИК официально наде­лялся законодательными правами, войдя в ряд других высших ор­ганов власти РСФСР. При ВЦИК создавались постоянные и временные комиссии по различным вопросам (по разработке феде­ративного устройства РСФСР, административная комиссия и др.). В комиссиях сотрудничали члены ВЦИК, эксперты, пред­ставители общественности, работники различных госорганов.

Основные события гражданской войны в россии пришлись на период с весны 1918 г. до осени 1920 г Ситуация усугублялась иностранной интервенцией; английские, французские, японские, американские и германские войска оккупировали значительную часть территории страны.

В этот период ежегодно созывались Всероссийские съезды советов. Вопросы, обсуждавшиеся на съездах, включали экономические проблемы, проблемы укрепления законности и государственного аппарата, “советского строительства”.

В декабре 1919 г. постановлением Съезда “О советском строительстве” устанавливается сессионный порядок работы ВЦИК. Его сессии стали созываться каждые два месяца (он уже не заседал непрерывно), чрезвычайные сессии — по мере не­обходимости, по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК.

Еще одним высшим органом государственного управления, возникшим в обстановке чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту вла­сти в области обороны. В задачи СРКО вхо­дили: вопросы мобилизации, вооружения, продовольственного снабжения и оперативного руководства армией. В своей рабо­те СРКО опирался на аппарат своих чрезвычайных уполно­моченных, которые направлялись на различные участки фронтов и народного хозяйства.

В апреле 1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны пре­образуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председателем СНК. СТО утверждал единый народнохозяйственный план республик, изда­вал постановления, распоряжения и инструкции, обязатель­ные для всех ведомств и учреждений.

В особых условиях военного времени ряду органов были предоставлены чрезвычайные полномочия. Наркомату продо­вольствия, наркомату путей сообщения и наркомату по военным делам давалось право применять репрессивные и административные меры для эффективного решения возложенных на них задач, использовать вооруженную силу.

В условиях централизации хозяйственного регулирования возрастала роль контрольных органов. В 1919г. было принято новое положение о государственном контроле, в феврале 1920 г Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлага­лись наблюдение за законностью, охрана государственной соб­ственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в го­саппарате и хозяйственных органах.

Гражданская война обусловила изменения в работе местных советов. Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны коммунистической партии. Была определена организационная структура губернских и уездных исполкомов, при которых организовывались отделы: уп­равления, военный, юстиции, труда и социального обеспечения, народного образования, почт и телеграфов, финансов, земледе­лия, продовольствия, государственного контроля, совет народного хозяйства, здравоохранения, ЧК и др. Отделы находились в двойном подчинении: исполкому и соответствующему ведомст­ву.

В феврале и марте 1920 г. ВЦИК принимает Положения о сельских советах и о волостных исполнительных комитетах, сформировав низовое звено советской системы.

Реферат опубликован: 24/08/2008