Аблай – объединитель или тиран

Страница: 9/11

«… в разговорах с ним (Аблаем) в рассуждении китайцев…вящую предосторожность употреблять»

Из указов чётко прослеживается что Россия, видя что её действия не возымели никакого действия, резко изменила тактику. Теперь она стала играть роль защитника. Тевкелев, Рычков и Неплюев слали письма Аблаю и другим ханам в которых якобы раскрывались истинные намерения Китая. Не раз Аблая приглашали в Оренбург для встречи с царскими чиновниками, на которые он неизменно отвечал отказом, и как всегда под благовидным предлогом. Например когда Тевкелев пригласил его в Оренбург, Аблай ответил так: «Мне самому ныне для того к вам ехать невозможно, ибо с одной стороны, брат мой Абулмамбет-хан к себе зовёт, а с другой, как известие имею, Батыр-салтана аральцы убили, то и в том надобно попечение учинить, Сверх того и от китайского богдыхана, как слышу, послы ко мне едут». Вот что-то около того Аблай говорил каждый раз, когда приезжали представители царской администрации. А китайцы слали всё больше и больше посольств. Тем временем Аблай начинает вести свою знаменитую политику. Отправляя многочисленные посольства в Пекин, он ещё больше шлёт в Оренбург. Он говорит что изъявления дружбы Китаю совсем не означает что он отказывается от присяги данной Российской Империи. В Оренбурге один из представителей знати сказал: «той своей ни для чего присяги нарушить и от российского подданства отстать не хотят…А хотя китайской богдыхан к ним в письмах своих чрез посылаемых послов Аблай-салтана с Киргисскою ордой и почитает за настоящих своих подданных и того Аблай-салтана называет меншим братом, оное у них за верность не почитаетца, да и намерения такова, чтоб быть в китайском подданстве никогда не было и не будет. А что же Аблай-салтан брата Юлбарыс-салтана с несколькими человеки ко оному китайскому богдыхану и то причине той, что оной Средней орды Барык-батыр с киргиссцами нечаянно захватили вместо зеногорских калмыков их китайского владения, подклонившися в подданство Садацкой волости уранхайцов, коих сколко могли для отдачи их и помянутой Юлбарис-салтан и повёл»5Такая ситуация сохраняется,до 1771 года когда его официально признают ханом. По записи капитана Брехова « Аблайханское титло приобрел еще прошлою 1771 года во время преследования бежавших из протекции Е. И. В. волжских калмык через трех орд ханов , солтанов, старшин, киргизцев, а также ташкентцев и туркестанцев самолутчих людей с общего согласия с тем, чтобы ему, солтану, быть над всеми ханами главным, будучи в городе Туркестане при гробе Святого Ходжи Ахмета, Причем де по обычаю их и по образу прежде возведенных ханов прочтена утвердительная молитва, а но ней - де и действительно на ханство возведен поднятием пред всем собранием на белой кошме»6. Но тут его избрали казахи, официально он не был ханом, и только в 1778 году императорским указом он был утверждён в этом титуле.

Отношения с Кокандом

Но проблемы у Аблая были не только с Россией и Китаем, на юге находились Бухарское, Хивинское и Кокандское ханства. Они совершали опустошительные набеги на территории Среднего и Старшего жузов. Часть казахов этих жузов даже считалась подданными вышеназванных ханств. В основном главную опасность представлял Коканд, поэтому все силы Абай сосредоточил на нём. В это время в Коканде правителем был Ирдана-бек, человек жестокий и кровожадный. Находившийся под его рукой казахи не выдерживали его гнета, случалось множество восстаний, но он со свойственной зверской жестокостью подавлял их. Это и дало Аблаю предлог для обьявления войны Коканду – освобождение казахов Старшего и младшего жузов из под гнёта Ирданы-бека. Но я думаю, хотя это моё субъективное мнение, что Аблая больше интересовали торговые пути, проходящие через Коканд. Абай начинает войну, для этого шлёт письмо в Оренбург, в котором просит войска, но ему отказывают. Тогда он начинает вести войну собственными силами. Он терпит одно поражение за другим, и наконец тяжелораненый отступает назад. Далее он решает изменить тактику – видя что грубая сила не помогает он решает сделать ставку на хитрость. Абай вступает в сговор с кокандской знатью, которай очень не нравится усиление центральной власти, то есть Ирданы-бека. С помощью этого Аблая удалось склонить на свою сторону влиятельных сановников из окружения Ирданы-бека, сперва обложить их данью, а потом и ограбить их. На этом он хотел остановится послав послов к беку с предложением мира, но тот отказался. Тогда Абай набрал новую дружину и пошел в поход против непокорного правителя. От Кокандского ханства зависело довольно много городов, в основном это были маленькие деревушки с жителями-землепашцами, которые не имели никакой защиты за исключением низеньких стен и пары сотен сельского ополчения. Поэтому старшины «городов» даже не думали о сопротивлении, они всеми силами старались откупиться от жестокого хана. И Аблаю не оставалось ничего кроме без как всяких усилий собирать дань с этих перепуганных войском «горожан». Но встречались и крупные города, например Ташкент, где он собрал очень большую дань. После «взятия» этого города Абай решает что на этом можно остановится, и посылает послов к Ирдане, с предложением заключить мир оставшись на нынешних границах (то есть все городки включая Ташкент, отходили к Аблаю).,Ирдана естественно отказался, и Абай решил покончить с ним, но тут случились проблемы. В его дружине произошёл разлад, а случилось это из-за его жадности, он не захотел поделиться добычей от очередного набега. Потеряв надежду на победу Ирдана соглашается на перемирие.

Реферат опубликован: 25/07/2006