Сущность сталинского культа личности

Страница: 1/6

Вряд ли могут привести к истине попытки понять сущность

сталинского культа личности путем привязки всего, произошедшего

во времена правления Сталина, к одному лишь этому имени. Точно

так же невозможно объяснить культ личности "исконно русской лю-

бовью к монархизму".

В исторических аналогиях между сталинизмом и русским абсо-

лютизмом пропадает самое главное и существенное, а именно -

представление об исторической уникальности того, что произошло у

нас во времена Сталина, в Италии - во времена Муссолини, в Гер-

мании - во времена Гитлера, а в Камбодже - во времена Пол Пота:

жестокая изоляция и уничтожение миллионов людей, геноцид, осу-

ществляемый либо по классовому, либо по национальному признаку.

Уже само по себе такое количество жертв, ликвидация целых

классов или наций, свидетельствует о возникновении совершенно

новой ситуации. Для того, чтобы содержать в заключении и уничто-

жать миллионы людей, нужен огромный аппарат, начиная от соответ-

ствующего наркомата или министерства и кончая низшими его чинов-

никами - чиновниками охраны, опиравшимися, в свою очередь, на

негласных чиновников из среды самих заключенных.

Причем речь шла не о единичном акте упразднения миллионов

людей, но о его перманентном характере, о растягивании этого ак-

та во времени, превращении в элемент образа жизни. Речь идет об

определенной постоянно действующей системе уничтожения, на кото-

рую, как на свою "идеальную модель", ориентируется вся остальная

бюрократия. Именно с главной задачи - постоянного упразднения

огромных человеческих масс - начинается качественное отличие ад-

министративной системы тоталитарных режимов - тоталитарной бю-

рократии - от авторитарной бюрократии традиционных обществ и ра-

циональной бюрократии индустриальных капиталистических обществ.

Принципиально важно и то, что упразднение осуществлялось по про-

явлениям человека не только в политике, экономике, идеологии, но

и в науке, в общей культуре, в повседневной жизни. Это и делало

новую бюрократию совешенно универсальным инструментом управле-

ния, инструментом прямого насилия, опирающегося на силу оружия

("Ваше слово, товарищ маузер .").

Но и это еще не все. Не было такой области, включая быт

(главный объект нападок со стороны "левых" писателей и публицис-

тов, превращавших быт в предмет официального манипулирования со

стороны "пролетарской диктатуры"), семейные отношения (вспомним

Павлика Морозова), наконец, даже отношения человека к самому се-

бе, к своим сокровенным мыслям (образ Вождя, непременно присут-

ствующий даже при самых задушевных размышлениях), на право рас-

поряжаться которой не претендовала бы эта бюрократия. Ей, напри-

мер, принадлежало окончательное решение относительно того, каким

должен, а каким не должен быть замысел очередного литературного

произведения. Сталин пользовался этим правом в отношении самых

крупных художников, чтобы дать пример своим подчиненным, как им

руководить художниками помельче. Причем и в искусстве отказ под-

чиниться был чреват репрессиями точно так же, как и в области

политики или экономики. Под дулом пистолета людей заставляли де-

лать то, что в корне противоречило их природе.

Но для того, чтобы стать тотальной, то есть всеобщей, охва-

тывающей общество, бюрократия должна была осуществлять сплошную

перековку народа и делать каждого бюрократом, чиновником, пусть

даже мелким, мельчайшим, но все-таки находящимся у нее на служ-

бе. В отличие от авторитарной бюрократии, опирающейся на тради-

ционные структуры общественной жизни, в отличие от рациональной

буржуазной бюрократии, пекущейся об обеспечении эффективности

производства, тоталитарная бюрократия фактически определяет свою

высшую роль как самоукрепление, самовозвышение, абсолютное под-

чинение Вождю, волей которого власть бюрократии получает свое

развитие и углубление.

Однако такая власть может быть осуществлена лишь при усло-

вии, что все, с чем она имеет дело, превращено в аморфный, со-

вершенно пластичный материал. Возвращение общества в аморфное,

бесструктурное состояние - принципиальное условие самоутвержде-

ния и саморазвития тоталитарной бюрократии. И поэтому все, что

обеспечивает самостоятельность человека, не говоря уже о той или

Реферат опубликован: 20/01/2008