Утопия и антиутопия в научной фантастике (на примере творчества Ж. Верна и Г. Уэллса)

Страница: 23/26

Не отступает Ж. Верн и от своей манеры давать точную дату каждому событию. Характерно, что и у Ж. Верна, и у Г. Уэллса часто между датой написания романов и датой, когда должны произойти бедствия, разница невелика. Романы Ж. Верна "пестрят" датами. Как правило, в романах описан небольшой отрезок времени. В "Робуре-Завоевателе" события разворачиваются с 12 июня по 29 апреля следующего года. В романе "Вверх дном" с 3 декабря 189 . года по 22 сентября следующего года. Марсиане из романа Г. Уэллса "Война миров" должны были появиться в тот же год, когда было написано это произведение - 1898 году. Выстрелы с Марса были замечены в 1894 году, марсианам понадобилось несколько лет, чтобы долететь до Земли. В эти годы было множество книг о Марсе и марсианах, но книга Г. Уэллса заняла первенство, благодаря своей "актуальности". Ведь катастрофа должна произойти со дня на день. Место, где впервые упали цилиндры, известно точно: Хорсельская пустошь, недалеко от Уокинга. Нашествие марсиан охватывает все близ лежащие города: Мэйбэри, Уокинг, Сэнд, Чобхем, Лондон. Падение цилиндров, нашествие, а затем гибель марсиан - все это происходит в течение двух недель июня. В этом романе мы не видим дальнейшего царствования марсиан, но можем предположить, что ожидало бы человечество, останься инопланетяне живы. Человечество бы разделилось на два лагеря: первые жили бы в просторных, чистых клетках, прирученные марсианами, они "станут похожи на домашних животных; через несколько поколений это будут большие, красивые, откормленные, глупые твари" [127] . Вторые, те, кто решился бы остаться на воле, рискует одичать, "превратиться в своего рода больших диких крыс ." [128] Но они спасли бы не только свой род, но и накопленные знания, в надежде, что рано или поздно они захватят боевые треножники и победят марсиан.

Таким образом, в романах писателей происходит столкновение настоящего с будущим. И будущее вызывает ужас. Вот как выглядит земля через тридцать миллионов лет в "Машине времени": "Огромный красный купол солнца заслонил собой десятую часть потемневшего неба . красноватый берег казался безжизненным и был покрыт лишь мертвенно-бледными мхами и лишайниками. Местами виднелись пятна снега. Ужасный холод окружал меня ." С такой же точностью Г. Уэллс описывает и полет во времени: "Я продолжал мчаться так со все возрастающей скоростью, день и ночь слились наконец в сплошную серую пелену; небо окрасилось в ту удивительную синеву, приобрело тот чудесный оттенок, который появляется в ранние сумерки, метавшееся солнце превратилось в огненную полосу, дугой сверкавшую от востока до запада ." [129] Но, если в "Машине времени" будущее, несмотря на то, что оно служило предостережением настоящему, все-таки оставалось недвижно, закреплено в пространстве, то в других романах Г. Уэллса (например, "Война миров") "будущее само является в настоящее в одном из самых пугающих своих обличий. Будущее, выросшее из настоящего, и по отношению к нему разрушительное." [130]

Г. Уэллс в своих ранних (антиутопических) романах никогда не сталкивает настоящее с тем будущим , о котором мечтает. Он сталкивает его с нежелательным будущим. Между настоящим и нежелательным будущим могут быть миллионы лет, но в настоящем уже угадываются еле уловимые признаки такого будущего. Будущее, которое Г. Уэллс изображает в "Машине времени", "Острове доктора Моро", "Войне миров" и которым грозится в "Человеке-невидимке", - это так называемое "экстраполярное будущее" [131] , т.е. будущее, вытекающее из настоящего, без вмешательства воли и разума. Это будущее, которое надо предотвратить. Нежелательное будущее - "это повзрослевшее и постаревшее настоящее. То настоящее, которое в ходе лет оказалось уже на краю могилы. И надо позаботиться, чтобы оно не увлекло за собой все и всех, кому еще жить и жить" [132] , - отмечает Ю.И. Кагарлицкий.

Таким образом, между антиутопическими романами и романами-утопиями Ж. Верна и Г. Уэллса существует коренное различие. Если в центре романов-утопий стоит изображение идеальных государств, которые, как правило, вымышлены и находятся либо на далеких островах ("Дети капитана Гранта", "Таинственный остров"), либо в странах, которые вообще нельзя найти ни на одной географической карте ("Люди как боги"), т.е. в любом случае романы-утопии изображают общества, отгороженные от внешнего мира, то для романов-антиутопий характерна установка на достоверность: события разворачиваются в реальных государствах и городах. Это необходимо для того, чтобы показать: нежелательное будущее наступит не где-то в другом государстве, а здесь, в реальном месте. В утопических романах Ж. Верна и Г. Уэллса прошлое и будущее никак не связано с настоящим, наоборот, оно противостоит ему, при изображении настоящего и будущего используется прием контраста, чтобы подчеркнуть, что когда-нибудь можно жить совершенно иначе и лучше ("Люди как боги"), в антиутопических романах писателей настоящее и будущее тесно взаимосвязаны: будущее вызывает ужас, а для того, чтобы оно не наступило, надо изменить настоящее.

Реферат опубликован: 26/03/2006