Доходы населения

Страница: 10/22

Названные проблемы, безусловно, важны, но нельзя забывать и об отсутствии четких социальных приоритетов в рассматриваемой сфере.

В нашей стране в настоящее время существует более 100 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инва­лиды, ликвидаторы, учащаяся молодежь и т.д.). Следует также отметить, что подавляющее число льгот предоставляется но категориальному принципу.

Разветвленная система социальных выплат и льгот, сложивша­яся в рамках прежнего строя, в ходе реформ была дополнена новы­ми категориальными льготами, а также льготами, предоставляемы­ми в отдельных регионах различным категориям населения. Если доля населения, живущего за чертой бедности, составляет около 20%, и в то же время социальная помощь оказывается почти 70% населе­ния, то это означает, что значительная часть социальных трансфер­тов используется на поддержку тех групп населения, доходы кото­рых превышают прожиточный минимум.

В существенной степени неэффективность системы социальных выплат и льгот связана с категориальным принципом оказания помо­щи: только один вид социальных льгот - жилищные субсидии - предоставляется при проверке нуждаемости. В результате бюджет­ные средства перераспределяются не в пользу тех, кто в них действи­тельно нуждается. На местах уже сейчас предпринимаются попытки ввести проверку нуждаемости при назначении пособий на ребенка и даже выделить из числа семей с доходом ниже прожиточного мини­мума тех, кто наиболее нуждается. Но эти усилия блокируются отсут­ствием законодательной базы.

Говоря о неэффективности системы распределения социальных выплат и льгот, нельзя не упомянуть и дотации на жилье и комму­нальные услуги, которые «привязаны» к количеству и качеству квад­ратных метров жилья и нормативам потребления коммунальных ус­луг. Однако практика функционирования системы социальных выплат и льгот показывает, что единственно возможный путь повышения ее эффективности - безотлагательное введение принципа адресности Конечно, полностью отказаться от категориальных социальных льгот нельзя. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы должны пользоваться льготами, но оплате ле­карств и приобретению транспортных средств (в случае необходимо­сти). Нельзя отменять льготы на оплату лекарств и медицинское об­служивание при некоторых заболеваниях и т.п. В то же время сохра­нение значительной части системы социальных выплат и льгот в существующем виде, без перехода к адресному принципу их предоставления, как было показано выше, означает перераспределение бюд­жетных средств в пользу более обеспеченных слоев населения.

В качестве примера хочу привести, что в соответствии с Бюджетом-2000 был отменён бесплатный проезд в общественном транспорте для целого ряда льготных категорий (СБУ, налоговая инспекция\полиция, и др.) так как в местные бюджеты не поступали средства для возмещения этих льготных категорий.

Таким образом, в настоящее время одна из важнейших задач реформирования системы социальных выплат и льгот заключается в принятии действенных мер по борьбе с бедностью путем упрощения системы социальной поддержки, а также ее строгой адресности, что повысит ее эффективность и способность адаптироваться к быстро меняющейся экономической и социальной ситуации. Социальные пособия должны направляться преимущественно тем, чьи доходы ниже прожиточного минимума, тем, кто действитель­но нуждается в социальной помощи.

Итак, мы рассмотрели различные факторы, влияющие на расслоение общества по доходам. Теперь рассмотрим непосредственно существующее расслоение[7] и методы по его ограничению.

За годы реформ произошли кардинальные изменения в распределении доходов и национального богатства страны между различными слоями населения. До начала реформ оно было сравнительно равномер­ным, но с 1992 г. началась постоянно усиливающаяся дифференциация на­селения по уровню доходов как в разрезе социальных групп, так и терри­торий. Коэффициент концентрации доходов населения (Джини)[8] вырос с 0,256 в 1991 г. до 0,379 в первом полугодии 1996 г. С середины 1995 г по данным Госкомстата РФ, распределение доходов относительно стабилизи­ровалось.

В 1996 г. существенных изменений в распределении доходов не про­изошло (табл. 1).

Распределение денежных доходов населения[9] в РФ Таблица 1.

1995 г

1996 г

1998 г

1999 г.

Денежные доходы

100.0

100.0

100.0

100.0

В том числе по 20%-ым группам: первая (с наименьшими доходами).

5,54

6,1

7,78

6,98

Вторая

10,1

10,5

10,8

11

Третья

15,5

15,5

16,1

15,7

Четвертая

22,3

22,4

22,4

21,9

Пятая

47,1

45,5

42,92

44,42

Коэффициент концентрации доходов (Джини) . . .

0,382

0,379

0,369

0,371

Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения, раз

13,4

13,1

12,8

12,9

Реферат опубликован: 21/02/2009