Использование ассимиляционного региона в экономике Курганской области

Страница: 7/9

В целях упорядочения использования АП региона между субъектами РФ с различной степенью использования АП (как общенационального достояния) необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. Определить объем АП территории каждого субъекта федерации.

2. Определить величину антропогенной нагрузки территории в каждом субъекте федерации.

3. Определить интенсивность (индекс) антропогенного воздействия на экосистему в каждом субъекте РФ.

I=åАП/åАН,

где åАП - суммарный АП территории;

åАН - суммарный АН территории.

4. Для всех соседних территорий (субъектов РФ) выделить квоты на право собственности АП пропорционально величине I.

5. После установления права собственности на АП, перераспределение этого ресурса между субъектами РФ и отдельными предприятиями будет происходить на возмездной основе с учетом генеральной схемы расселения, природопользования и организации производственных сил региона.

Данный механизм использования АП позволит территориям, обладающим АП привлекать средства полученные от хозяйствующих субъектов на восстановление АП и его увеличение.

При этом на региональном уровне произойдет перераспределение доходов. Это позволит территориям, не обладающим природными ресурсами или развитой промышленностью инфраструктурой выйти из состояния депрессии и обойтись без дотаций из федерального бюджета.

Одновременно предлагаемый механизм будет стимулировать хозяйствующих субъектов к снижению объемов производств, связанных с использованием АП и внедрению природосберегающих технологий.

В случае если, в какой-то момент времени окажется, что свободного АП не будет в реализации, предприятие должно будет либо отказаться от такого способа производства, либо применить технологию не связанную с потреблением АП. Институционный и правовой анализ проблемы использования АП в хозяйственной деятельности.

Двойственность положения природных ресурсов как объектов хозяйствования и составных частей окружающей среды предопределяет эколого-экономическую сущность института права собственности на АП. Подобное качество права собственности предусмотрено в ст. 9 Конституции РФ.

По Конституции РФ и Федеральному договору, природопользования, охране окружающей среды и экологическая безопасность относятся к совместному ведению органов РФ и субъектов РФ.

Двуединая природа права собственности на природные ресурсы (в том числе и на АП заключается в выполнении двуединой эколого-экономической функции, а посему сближает два института - права собственности и правовой охраны окружающей среды. Закон “Об охране окружающей природной среды” указывает, что природа является национальным достоянием России. В тексте закона проводится мысль о том, что, экономические требования, как выразители общественных интересов обязательны для всех граждан и хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности на природные ресурсы и подчиненности. Таким образом при возникновении противоречий между экономическими интересами собственника природных ресурсов и требованиями охраны окружающей среды приоритетное значение отдается экологическим интересам, т.е. требованиям Закона об охране окружающей природной среды.

Исходя из вышесказанного, естественно и правомерно желание населения, проживающего на определенной территории определять размер и способы использовать принадлежащей им части национального достояния, которым является АП территории. Использование АП представляет собой экономические отношения между субъектами по поводу природных благ. Виды и формы природопользования многообразны и могут определяться участниками этих отношений в зависимости от специфики ситуации.

Наиболее распространенные формы природопользования приемлемы и для использования АП.

Лицензирование, т.е. продажа разрешения на использование части АП в определенном количестве и определенным способом.

Реферат опубликован: 5/03/2009