Изменения, произошедшие в финансовой системе России, в переходе к рыночной экономике

Страница: 4/20

Кардинально изменилась система управления финансами. На смену единому органу управления — Министерству финансов пришла целая система специализированных финансовых и кон­трольных органов: Государственная налоговая служба, Феде­ральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государст­венный таможенный комитет и т. д. Наряду с развитием госу­дарственных органон контроля широкое развитие получил не­зависимый аудиторский финансовый контроль.

Процесс совершенствования финансовой политики носит постоянный характер. В 1995 — 1998 гг. был намечен ряд мероприя­тий по совершенствованию финансовой политики. Основная задача на этом этапе — снижение дефицита федерального бюджета до уровня 3% ВВП, чтобы его финансирование за счет внутренних и внешних источников не кое развитие страны в целом и способствовало снижению ин­фляции. Основная задача следующего этапа (с 1998 г.) по мере накопления финансовых ресурсов — полная сбалансирован­ность доходов и расходов федерального бюджета.

В этот же период будет осуществляться налоговая реформа, направленная на укрепление налоговой системы и улучшение реального формирования доходов бюджета. Пути реализации налоговой реформы связаны со снижением налогового бремени и упрощением налоговой системы за счет отмены низкоэффек­тивных налогов, расширения налоговой базы путем отмены ря­да налоговых льгот, увеличения круга плательщиков и облагае­мых доходов, постепенного перемещения налогового бремени с предприятий на доходы физических лиц. Большое значение для осуществления налоговой реформы имеет усиление контроля за соблюдением налогового законодательства.

Будет продолжаться государственная поддержка структур­ной перестройки экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований. Бюджетные средства, направленные на инвести­ции, будут предоставляться в первую очередь для промышлен­ных высокоэффективных проектов на конкурсной осно­ве. В промышленности государственные инвестиционные ре­сурсы предусмотрено направлять на поддержку проектов, фи­нансируемых с привлечением частного капитала, с постепен­ным переходом от прямого государственного льготного креди­тования к долевому участию государства в окупаемых проектах, а также к предоставлению государственных гарантий предпри­ятиям для привлечения частных кредитных ресурсов. Предоста­вление государственных гарантий должно производиться в рам­ках имеющихся бюджетных средств. Следует расширить прак­тику применения инвестиционных налоговых кредитов как час­ти инвестиционной политики государства.

Дальнейшее развитие получат расходы бюджета на социаль­ные нужды. Основное направление здесь — повышение эффек­тивности использования средств, обеспечение потребностей на уровне не ниже сложившегося в 1995 г.

Продолжается совершенствование бюджетного устройства Российской Федерации. Для этого предусматривается проведение бюджетной реформы:

· реформирование бюджетной системы в целом на основе са­мостоятельности и равноправия всех бюджетов;

· установление регламента бюджетного процесса;

· уточнение системы межбюджетных отношений;

· укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Большое внимание должно уделяться развитию и регулированию рынка ценных бумаг. Предстоит найти оптимальное соче­тание обращения на этом рынке государственных и корпора­тивных ценных бумаг, что позволит, с одной стороны, обеспе­чить потребности государства в средствах покрытия бюджетно­го дефицита, а с другой стороны, создаст условия для нормаль­ного перелива финансовых ресурсов между отдельными пред­приятиями и отраслями экономики. Важный аспект этой проб­лемы — установление государственного контроля за финансо­вым рынком, который обеспечит защищенность юридических и физических лиц, оперирующих на этом рынке.

Важным представляется повышение качества работы госу­дарственных финансовых органов. Для этого предполагается повысить квалификацию аппарата финансовых, налоговых и таможенных органов, продолжить работу по созданию регио­нальных агентств Федерального казначейства, расширить функ­ции органов финансового управления в области аналитической, методической и консультационной работы.

Как видно из сравнений финансовых политик, то изменения потерпели абсолютно все сферы финансовой системы и подробнее о каждой я расскажу ниже.

Изменения в системе управления финансами.

Управление финансами в РФ.

Управление финансами в Российской Федерации прежде все­го осуществляют высшие законодательные органы власти.

Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государствен­ная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета Рос­сии и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Соб­рание рассматривает также законы о налогах, сборах и обяза­тельных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Реферат опубликован: 22/03/2007