Государственный бюджет и его роль в макроэкономическом равновесии

Страница: 2/7

Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

§ налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы

§ налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование

§ налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагаются непосредственно индивиды и фирмы; и косвенные, это налоги на товары и услуги.

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:

§ потребление в государственном секторе

§ государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов

§ трансферты частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи

§ проценты по государственным долгам

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом %,

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели……………………………………………………………………… 40-50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ……………………………10-20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам…………………………………………………………… .10-20

Административно–управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих…………… 5-10

Платежи по государственному долгу…………………………………… .7-8

Доходы

Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор……………………………………………………………………… .75-85

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли…….5-8

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы…………………………………………….10-12

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

Глава 2. Проблемы несбалансированности и сбалансированности государственного бюджета.

Одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Дефицит бюджета и величина государственного долга – это термометр состояния экономики, поэтому данной проблеме уделяется традиционно большое влияние, как со стороны специалистов экономистов, так и всего населения в целом.

2.1 Дефицит бюджета.

Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит. Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

Реферат опубликован: 5/03/2008