Государственное регулирование рынка труда

Страница: 16/23

Генеральная схема создания рабочих мест разработана как на федеральном, так и на региональных уровнях.

В понятийном аппарате Генеральной схемы используется понятие физического и экономического рабочего места.

Под физическим рабочим местом (ФРМ) понимается, как правило, определённая зона, предназначенная для производства работ или услуг и оснащённая в этих целях соответствующим набором орудий труда.

Однако, для нормального функционирования рабочего места недостаточно иметь только ФРМ, необходимо также наличие ряда экономических условий – в первую очередь, обладание оборотными средствами, которые способствуют обеспечению ФРМ предметами труда, энергией, информацией, зарплатой и т.д. Кроме того, воспроизводство ФРМ возможно только при наличии платёжеспособного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи ФРМ.

Наличие этих важнейших условий и обеспечивают существование экономического рабочего места, возможность продуктивной(общественно полезной и оплачиваемой) занятости населения. Именно экономическое рабочее место (ЭРМ) является категорией, которой главным образом оперирует политика занятости, а потребность экономики в рабочей силе определяется числом экономических рабочих мест. Население тоже предъявляет спрос на экономические рабочие места, то есть на рабочие места, которые обеспечивают гражданину необходимый уровень дохода.

ЭРМ – это занятость работника на ФРМ, которая обеспечивает ему уровень дохода (зарплаты) не ниже соответствующего (данному региону) прожиточного минимума при соблюдении установленных законодательством норм продолжительности рабочего дня (рабочей недели).

Таким образом, в рамках Генеральной схемы создания рабочих мест рассматриваются прежде всего экономические рабочие места.

В контексте всего вышеизложенного предлагается такая трактовка Генеральной схемы: Генеральная схема создания рабочих мест – (матрица) количественных и качественных показателей (индикаторов), характеризующих общие потребности населения в рабочих местах в определённый период времени, структуру имеющихся рабочих мест в народном хозяйстве, а так же необходимое количество дополнительных рабочих мест для удовлетворения потребности населения в продуктивной занятости. Генеральная схема является инструментом государственной политики занятостии призвана обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест как в количественных, так и в качественных аспектах [23].

Государственная политика занятости неразрывно связана с регулированием рынка труда.

Задачи регулирования рынка труда находят определённое отражение в среднесрочной программе Правительства РФ на 1997-2000 годы “Структурная перестройка и экономический рост”, “Программе социальных реформ в РФ на период 1996-2000 годов”, “Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы”, “Федеральной целевой программе содействия занятости населения РФ на 1998-2000 годы” и других документах. Однако ситуация на рынке труда пока далека от стабилизации: система рабочих мест деградирует в количественных и качественных отношениях, безработица растёт, возможности службы занятости по выплате пособий и выполнению других возложенных на них задач ограничены по сравнению с первой половиной 90-х годов. Поэтому вопрос об активизации регулирования рынка труда и изменении некоторых сложившихся представлений о том, кто и каким образом должен осуществлять такое регулирование, стоит достаточно остро.

Стабилизация на рынке труда требует изменения подхода к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Данная задача должна быть включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики, наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства. Для этого, в первую очередь, необходимо введение целевых показателей уровня занятости (безработицы) и числа создаваемых рабочих мест в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действия Правительства РФ наравне с присутствующими в настоящие время в указанных документах показателями уровней инфляции, производства ВВП и другими, которые рассматриваются как приоритетные. Казалось бы, и сейчас в большинстве официальных программ и прогнозов в том или ином виде формально (часто на уровне приложений) присутствуют показатели занятости. Но речь идёт о другом: при утверждении общеэкономических программ, бюджета на очередной финансовый год и других первоочередных государственных экономических документов Президент Российской Федерации, Федеральное собрание и другие высшие государственные инстанции должны рассматривать, исходя из нескольких “ключевых показателей”, в число которых должна входить, наряду с показателями динамики ВВП и инфляции, динамика уровня безработицы [19].

Реферат опубликован: 23/11/2009