Анализ состояния нефтяной промышленности России

Страница: 6/12

Этот же период характеризовался интенсивным ростом трубопроводного транспорта нефтепродуктов, протяженность которого в однониточном исчислении к началу девяностых годов составляла 15472.9 км магистральных трубопроводов, и с отводами от них к нефтебазам обшей протяженностью 5051.9 км. Крупнейшими инженерными сооружениями системы НПрО являются магистральные трубопроводные коммуникации Юго-Западного и Уральского направлений, суммарный объем перекачки по которым составлял более 80% объема перекачки по трубопроводам.

НПрО страны включает в себя и нефтепродуктообеспечи-вающие структуры целого ряда отраслей, к числу которых относятся прежде всего транспортные системы: железнодорожного и автомобильного транспорта, сельского хозяйства.

— К концу 80-х годов предприятия авиации обеспечивались нефтепродуктами специальным структурным подразделением — службами ГСМ. Служба между федеральными и региональными органами исполнительной власти в части развития конкурентоспособности предприятий и организаций ТЭК.

гражданской авиации интегрировала деятельность складов ГСМ на 220 предприятиях гражданской авиации, из которых 77 крупных предприятий имели по два и более склада ГСМ. Доставка топлива на эти склады производилась всеми видами транспорта (большая часть железнодорожным — до 70%, а также автомобильным, водным, трубопроводным). Автомобильный транспорт в основном использовался для внутренних перевозок.

В структуру службы ГСМ входили АЗС, находящиеся на территории склада ГСМ, которые характеризовались годовым объемом расхода топлива от 5 до 20 тыс. т в год.

Топливное хозяйство МПС состояло из 950 складов (220 складов для дизельного топлива, остальные, главным образом, для твердого топлива). Количество резервуаров для жидкого топлива составляло 6.5 тыс. шт. суммарной емкостью более 5 млн кубометров.

Основными объектами нефтепродуктораспределе-ния на автомобильном транспорте являются АЗС (стационарные и передвижные) и раздаточные комплексы маслохозяйства автотранспортных предприятий.

Начиная с 1990 г. быстрыми темпами происходит трансформация системы НПрО. В этот период единая система Гос-комнефтепродукта РСФСР была реорганизована сначала в концерн "Роснефтепродукт", структурные элементы которого, в свою очередь, преобразованы в подразделения государственного предприятия "Роснефть" (Главнефтепродукт), акционерных компаний "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", "Сургутнефте-газ", "СИДАНКО", "Транснефть" и "Транснефтепродукт" (всего 77 нефтесбытовых предприятий). Главнефтепродукт интегрирует деятельность остатков структуры концерна "Рос-нефтепродукт", из которой исключены все магистральные нефтепродуктопроводы, количество нефтебаз снижено до 864, а емкость резервуарного парка — на величину около 4.25 млн куб.м. Таким образом, роль централизованного снабжения нефтепродуктами неуклонно снижалась. В 1994 г. по сравнению с 1993 г. объемы поставок автомобильного бензина через централизованную систему сократились с 75 до 66%, дизельного топлива с 60 до 45%, мазута с 40 до 14%.

Складывающаяся система НПрО практически в полном объеме удовлетворяет платежеспособный спрос. Периодически возникающие сбои в поставках отдельных видов топлива вызваны такими причинами, как стремлением местных властей сдерживать рост цен, не считаясь с реальным положением на рынке нефтепродуктов, повышением заводских цен и др.

Все большее влияние на формирование рынка нефтепродуктов оказывают транспортные издержки. Повышение железнодорожных тарифов на перевозку наливных грузов по железной дороге на расстояние свыше 3 тыс. км сделало нерентабельной транспортировку нефтепродуктов даже при самых выгодных условиях их приобретения на НПЗ.

Управление нефтяной и газовой промышленностью в СССР осуществлялось через систему группы министерств — Министерства геологии СССР, Министерства нефтяной промышленности, Министерства газовой промышленности, Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, а также Главного управления по транспорту, хранению и распределению нефти и нефтепродуктов

при Совете Министров РСФСР (Главнефтеснаб РСФСР) и Главнефтеснабов союзных республик. Большую роль в обеспечении развития отраслей играло Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности.

Руководство нефтедобывающей промышленностью осуществляло общесоюзное Министерство нефтяной промышленности. Оно объединяло геологоразведочные, буровые, нефтегазодобывающие предприятия, предприятия по переработке попутного газа, организации по транспорту нефти по магистральным нефтепроводам, научно-исследовательские и проектные институты и располагало механоремонтны-ми заводами, транспортными предприятиями и другими подсобно-вспомогательными предприятиями и организациями.

Реферат опубликован: 6/05/2009