Военно-промышленный комплекс США в 90-е годы

Страница: 4/17

Следующая волна консолидированных процессов началась в 1995 г. В феврале в результате слияния компаний была образована самая мощная в мире группа оборонной промышленности, втрое больше чем у

-11-

самой крупной из европейских групп. В январе 1996 г. новая группа объявила о приобретении за 1,9 млрд. долл. предприятий по выпуску военной электроники.

В результате слияний в американской промышленности произошли изменения. В 1990 г. на десять крупнейших военных фирм приходилось 29% основных контрактов, заключенных министерством обороны. В начале 1996 г. их доля составила уже 38%, а к концу десятилетия она может достичь 50%[10,57].

Эта тенденция поддерживается Пентагоном, который считает, что вооружения были бы на 30% дешевле, если бы не приходилось платить за избыточные мощности в военной промышленности. Представителям военных кругов хотелось бы иметь дело всего с двумя компаниями, производящими самолеты, ракеты и искусственные спутники. Они считают, что в строительстве военных кораблей, подводных лодок и в производстве бронетехники, где заказы более крупные и редкие, вообще нежелательна даже ограниченная конкуренция.

После семи лет проводимого Пентагоном сокращения закупок правительство возобновило политику расширения продаж оружия за рубежом. Это вызывало новую мощную волну слияний и поглощений в АРКП.

Желание преодолеть 20-миллиардный рубеж и таким образом попасть в число лидеров АРПК США охватило и компанию “Рейтеон”.

Характерной особенностью волны слияния и поглощений 1996-1997 г. явилось энергичное содействие Пентагона и министерства торговли. Помимо получения прибыли большую роль играют стратегические соображения. Правительство США правит перед собой цель – расширить рынки для своего экспорта оружия и оттеснить европейских конкурентов.

-12-

Делая ставку на крупнейшие фирмы, правительство выдает им оборонные заказы, которые, например, для “Боинга” в 1997 г. составили почти 20 млрд. долл. Субсидии, выделенные фирме под эти заказы, а также финансирование правительством НИОКР, дают возможность “Боинг” продавать свои товары и услуги намного дешевле их рыночной стоимости. Высокое качество поставляемой продукции при относительно низкой цене делают неконкурентоспособными всех остальных экспортеров, особенно тех, кто не получает помощи от государства.

Снижение мировых военных расходов в 90-х годах происходило в основном за счет России, новое руководство которой решило одним махом перейти от “сверх вооружения” к “сверх разоружению”. При этом должным образом не были просчитаны ни политические и военно-экономические последствия такого шага. Кстати, данное решение представляет наглядный пример определяющего влияния государства на развитие военной экономики.

В 1998 г. в ведущих западных странах отчетливо проявился курс на модернизацию и техническое переоснащение вооруженных сил. Об этом свидетельствует, в частности, пятилетняя программа министерства обороны США.

США вообще уделяет наибольшее внимание техническому переоснащению вооруженных сил. Бюджетные ассигнования министерству обороны США на 1998 г. составили 254,9 млрд. долл. Проект бюджета на 2000 г. предусматривает расходы на оборону в размере 280,8 млрд. долл. В 2000 г. планируется затратить 53 млрд. долл. на закупки новейших вооружений[1,69].

Серьезной угрозой международной стабильности становится все более откровенное стремление США под любым благовидным предлогом

-13-

выйти в одностороннем порядке из бессрочного договора по противоракетной обороне от 1972 г. в целях дальнейшего наращивания своего военного и военно-технического превосходства.

Нынешнее состояние оборонной промышленности в ведущих западных странах дает основание полагать, что в основном она обеспечивает удовлетворение как текущего, так и перспективного военного спроса. Хотя потребность в военной технике значительно снизилась по сравнению с пиковым 1987 г., в мире по-прежнему производится огромное количество вооружений.

Реферат опубликован: 24/09/2006