Боевые действия русского флота на Балтийском море в 1914-1917 гг.

Страница: 3/5

Боевые действия русских подводных лодок на коммуникациях противника в 1915—1916 гг. С установлением английским флотом блокады Германии на Северном море и перенесением центра тя­жести немецкой внешней торговли на Балтийское море значение балтийских коммуникаций для Германии значительно возросло. По ним противник ежегодно вывозил из Швеции до 5 млн. т же­лезной руды, которая более чем наполовину покрывала потребнос­ти германской военной промышленности в этом важнейшем виде стратегического сырья. Из Германии в Швецию примерно в таком же количестве вывозился каменный уголь. С выходом немецкой армии на побережье Рижского залива летом 1915 г. существенное значение для Германии приобрели воинские перевозки, связанные со снабжением сухопутных войск в Прибалтике.

Для перевозки стратегического сырья и войск на Балтийском море Германия использовала две основные коммуникационные ли­нии. Первая коммуникация, по которой перевозились железная ру­да и уголь, шла от германских портов Любек, Росток и Свинемюнде вдоль шведского побережья до портов Стокгольм, Евле и Лулео. Вторая проходила вдоль южного и восточного побережий Балтийского моря и соединяла Киль с портами Либава и Виндава, через которые немцы осуществляли снабжение своих войск, дей­ствовавших на рижском побережье.

Для нарушения коммуникаций противника русское командова­ние использовало надводные корабли и подводные лодки. К осени 1915 г., когда подводные лодки развернули боевые действия на коммуникациях противника, в составе Балтийского флота находи­лись 18 подводных лодок, из них 8 больших (русские типа «Барс» и английские типа «Е») и 10 малых. Перед подводными лодками была поставлена задача уничтожать военные корабли и торговые суда противника.

Подводные лодки использовались главным образом методом крейсерства в ограниченном районе. Установленные районы крей­серства давали возможность подводным лодкам контролировать важнейшие узлы коммуникаций противника почти на всем их про­тяжении и одновременно вести боевые действия против немецких военных кораблей в северной и юго-западной частях Балтийского моря. Районы в северной части театра занимали малые подвод­ные лодки, а в центральной и южной частях Балтийского моря действовали большие лодки. Обычно в море находилось 2—3 лод­ки, а в отдельных случаях высылалось до 5. Продолжительность крейсерства составляла 10—12 суток.

Подводные лодки начали боевые действия на коммуникациях противника в сентябре 1915 г. и с перерывом на зиму продолжали их до конца 1916 г. Первое же крейсерство подводных лодок «Акула», «Е-8» и «Е-9» увенчалось большим успехом. За один бое­вой поход они потопили 7 германских транспортов общим тонна­жем 17500 т и захватили в плен шведский пароход с военной контрабандой, направлявшийся в Германию.

Для уничтожения кораблей и транспортов подводные лодки применяли торпедное оружие и реже артиллерийское. Торпедная стрельба производилась с дистанции 2—6 каб. По боевым кораб­лям лодки стреляли залпом по 2—4 торпеды, по транспортам — одиночными торпедами. Первой лодкой успешно, применившей залповый метод торпедной стрельбы, была «Гепард», которая 10 августа 1915 г. атаковала у западного побережья о. Эзель не­мецкий крейсер «Любек», шедший в охранении 5 миноносцев, и до­билась попадания в него одной торпеды.

Для нарушения коммуникаций противника подводные лодки пытались использовать также минное оружие. 27 ноября 1915 г. подводная лодка «Акула» вышла на первую минную постановку, но на переходе морем затонула. Русское командование отказалось от дальнейшего использования подводных лодок для мин­ных постановок, возложив эту задачу на надводные ко­рабли.

В кампанию 1916 г. русские подводные лодки уничтожили 2 крейсера и 16 транспортов противника. Успех русских весьма обеспокоил германское командование и заставил его ввести сис­тему конвоев. В состав конвоев обычно включалось 12—14 транс­портов. В качестве кораблей охранения использовались вспомога­тельные крейсера, миноносцы и вооруженные траулеры. Противо­лодочное охранение носило круговой характер. Введение конвоев и использование немцами для их проводки шведских территори­альных вод значительно осложнили действия русских подводных лодок, которым категорически запрещалось заходить в террито­риальные воды Швеции. Однако и в этих сложных условиях неко­торые подводные лодки добились высоких результатов. Например, подводная лодка «Волк», действуя в районе Норчепингской бух­ты, 17 мая 1916 г. потопила 3 немецких транспорта общим тонна­жем 8800 т.

Реферат опубликован: 20/07/2008