Валютный контроль

Страница: 10/20

Совместной Инструкцией Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12 октября 1993 г. № 19 и № 01-20/10283 (соответственно) "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" (далее - Инструкция) предусмотрено оформление экспортером Паспорта сделки (ПС), являющегося базовым документом валютного контроля и содержащего сведения о внешнеторговой сделке, необходимые для осуществления этого контроля.

С подписанием ПС экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта, на основании которого был оформлен данный ПС, а также за зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен ПС (пункт 3.2 Инструкции).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.96 № 1300 «О мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок» (п.3) определено, что « .действие таможенного режима экспорта товаров завершается предъявлением товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, к таможенному оформлению либо подтверждением ввоза работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачислением в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров, если иное не предусмотрено . актами законодательства Российской Федерации».

Ярким примером действия валютного законодательства является арбитражная практика, подтверждающая, что зачисление экспортной валютной выручки на счет в уполномоченном банке является обязательным условием таможенного режима экспорта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда (ВАС) РФ от 22.07.97 N 2045/97).

Акционерное общество "Барнаульский аппаратно-механический завод" обратилось в арбитражный суд Алтайского края с иском о признании недействительным постановления Алтайской таможни о взыскании штрафных санкций, предусмотренных ст. 273 Таможенного кодекса РФ за нарушение таможенного режима экспорта. Нарушение состояло в невыполнении обществом обязанностей по зачислению валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории РФ.

Решением суда исковые требования АО были удовлетворены. Однако постановлением апелляционной инстанции решение суда было отменено, а обществу в иске отказано.

В протесте заместителя Генерального прокурора РФ постановление апелляционной инстанции предлагалось отменить, а первоначальное решение суда оставить в силе. При этом в обоснование отмены опротестованных судебных актов заместитель Генерального прокурора РФ ссылался на то, что, согласно ст. 200 , 201 Таможенного кодекса РФ, ответственность за нарушение валютного законодательства может быть применена к лицу таможенным органом лишь в случаях, когда данное нарушение одновременно является и нарушением таможенных правил. Заметим, что, согласно ст. 201 ТК РФ, при выявлении таможенными органами в ходе таможенного контроля нарушений валютного законодательства Российской Федерации, являющихся одновременно и нарушениями таможенных правил, виновные лица несут ответственность в соответствии с ТК РФ.

По мнению заместителя Генерального прокурора РФ, зачисление экспортером валютной выручки на счет в уполномоченном банке на территории Российской Федерации не предусмотрено Таможенным кодексом РФ в качестве обязательного требования таможенного режима экспорта. В данной связи неперечисление средств, полученных от экспорта товаров, не является нарушением таможенного режима и, следовательно, не влечет применения ответственности по ст. 273 ТК РФ.

Кроме того, валютное законодательство, предусматривая ответственность экспортеров по зачислению валютной выручки, не возлагает на них обязанности обеспечивать своевременность поступления валютных средств от покупателей экспортируемого товара.

Вместе с тем, с точки зрения заместителя Генерального прокурора РФ, Алтайской таможней к АО неправомерно применена ответственность за нарушение валютного законодательства, поскольку это входит в полномочия Центрального банка РФ и ГТК РФ.

Реферат опубликован: 12/03/2006