Акционерные общества: принципы создания и функционирования

Страница: 4/6

Ведение реестра акционнеров : перспективные технологии .

При ведении реестров акционеров крупных акционерных обществ,инвесторы которых проживают в разных регионах страны,одна из наиболее сложных проблем-организация связи между регистратором,ведущим реестр акционеров эмитента,и инвесторами.Разбросанность акционеров прежде всего сказывается на скорости перерегистрации ценных бумаг при переходе прав собственности и на возможности сверки и своевременной корректировке анкет инвесторов.Дополнительная проблема ,которая примыкает к упомянутой,-организация выплаты дивидендов.Выплачивать дивиденды наличными-нереально,почтовая рассылка-весьма накладно,перевод денег на счет инвестора в указанный им банк-удобно,но на практике оказывается невозможно быстро сверить анкеты клиентов,и приходится обрабатывать лавину возвращенных сумм без надежды оперативно исправить неточности в анкетах акционеров.Возможны разные варианты организации работы,и все они имеют свои достоинства и недостатки.С одной стороны,рием поручений о владельцев ценных бумаг может быть организован только там,где ведется реестр акционеров ( например в Москве ).В этом случае внутренняя рабоа регистратора может быть организована так,что регистрация сделок и выдача выписок происходит практически без задержек.Однако, в том случае,когда большая часть акционеров разбросана по всей России , эта система неудобна инвесторам.Выплата дивидендов при этом становится для эмитента мучительной операцией.Единственная причина,по которой подобная организация работы может быть принята,-желание эмитента максимально ограничить хождение его бумаги на вторичном рынке.С другой стороны,можно организовать региональную сеть трансфер-агентов.В этом случае перед регистратором встает проблема обеспечения достаточно надежной и дешевой связи между центральным пунктом ведения реестра и трансфер-агентами.Для выполнения простейшей операции-получения выписки о наличии бумаг на счету акционера необходимо провести два сеанса обмена данными-отправить запрос регистратору и получить ответ.При приеме трансфер-агентом поручения на передачу бумаг новому владельцу проверка прав продавца может быть проведена только у регистратора.Конечно,теоретически вопрос может быть решен просто : оганизуйте круглосуточную связь регистратор-трансферагент,дайте права последнему по доступу к реестру,оплатите выделенные каналы связи-и все проблемы позади.Но возникает вопрос-за чей счет может быть организована подобная структура,ведь затраты на постоянный обмен огромными потоками данных ложатся на себестоимость проведения всех операций.Эмитенту подобные затраты,в общем-то , не очень нужны.Акционеры вряд ли захотят платить за выписку из реестра или за перерегистрацию ценных бумаг сумму,сопоставимую со стоимостью самих акций.Одно из наиболее реальных решений всех вышеперечисленных проблем-создание сети региональных регистраторов.В этом случае,вместо единого гигантского реестра акционеров,возникает ряд среднего размера региональных субреестров,максимально приближенных к акционерам.Координацию работы региональных регистраторов ( субрегистраторов ) осуществляет Генеральная регистратура.При таком подходе вся работа с акционерами сосредоточена в субрегистратурах,что позволяет достичь приемлимого времени обработки поручений акционеров без существенных затрат.При возникновении необходимости оформления сделки между инвесторами разных регионов включается механизм взаимодействия региональных структур через Генеральную.Конечно,это требует большего времени,чем при работе внутри региона,но поскольку объем пересылаемой информации в случае распределенного реестра относительно невысок,то при необходимости можно воспользоваться дорогими высококачественными линиями связи-это приведет лишь к небольшому увеличению средних расходов на ведение реестра.Конечно,педлагаемая схема имеет и недостатки : появляется дополнительная надстройка над региональными регистратурами,что приводит к усложнению технологических схем.Кроме того,нет полного реестра акционеров в любой момент времени.Так ли это страшно? Если говорить о сложных технологиях,то,как правило,это вызывает проблемы только в момент начала работы и обучения персонала.Что касается полного реестра акционеров,то нужен ли он каждый день?Данные о распределении акций между субрегистратурами есть всегда,к тому же можно обязать локальные регистратуры периодически ( с частотой,устанавливаемой Генеральной регистратурой ) давать необходимые статистические сводки, а к собранию акционеров проводить сбор полного реестра.Достоинства предлагаемой схемы для крупных эмитентов,по-видимому ,перевешивают ее технологические сложности.Во-первых,все операции по ведению реестра максимально приближены к месту проживания инвесторов.Это позволяет решить следующие задачи :максимально быстро проводить все операции по перерегистрации прав собственности ; уменьшить затраты на поддержание реестра ; наладить работу по сверке акнкетных данных акционеров ; упростить процедуру выплаты дивидендов (путем привлечения к этой операции региональных агентов ).Во-вторых,наличие единого координирующего цетра позволяет решать задачи регистрации сделок в том случае,если участники сделки находятся в разных регионах.Договор между Генеральной и региональной регистратурой может предусматривать разнообразные дополнительные условия,например, сбор необходимой эмитенту статистической информации.В-третьих,региональные регистратуры могут работать по разным технологическим схемам (это может быть обусловлено,например, историческими причинами ),достаточно соблюдения ими общих правил обмена данными при работе с Генеральной регистратурой.В-четвертых,в качестве региональных регистратур могут работать уже сложившиеся структуры, например, независимые регистраторы ( что позволит уменьшить затраты на начальном этапе работы ), депозитарии при биржах (когда таковые возникнут )или крупных дилерских фирмах.Последний вариант фактически уже используется рядом организаций, при этом основной проблемой ,как правило , является унификация передаваемой информации.

Реферат опубликован: 1/04/2006