Банки и банковские операции

Страница: 16/18

Эмиссия новых денег осуществляется Центральным банком для реализации вновь созданного продукта (национального дохода), включая прибавочную стоимость. Вновь созданная стоимость - важнейший критерий экономики, характеризующий расширенное воспроизводство и темпы его развития.

Перераспределение старых, т.е. ранее выпущенных в обращение денежных средств, производится коммерческими банками и связано с реализацией остаточной стоимости общественного продукта. Перераспределение старых денежных средств – параметр, свойственный простому воспроизводству, или повторению производства в прежнем масштабе без создания нового продукта.

Наряду с перераспределением старых денежных средств коммерческие банки прибегают к эмиссионным ресурсам Центрального банка, создавая условия для реализации вновь созданного продукта и расширенного воспроизводства.

Эмиссия новых денег происходит в двух формах:

1) В форме наличных средств, обслуживающих образование денежных доходов общесва;

2) В форме рефинансирования, или восстановления портфеля собственных и почерпнутых из хозяйства ресурсов коммерческих банков.

Эмиссия денег позволяет регулярно выплачивать заработную плату, премии и совершать другие налично-денежные платежи. Рефинансирование компенсирует средства банков, предоставляемые в порядке кредитования общества, и обслуживает движение денег по счетам предприятий и населения.

Наибольший эффект эмиссии достигается при целевом выпуске денег для выполнения государственных программ развития отдельных отраслей и всего хозяйства. Современное государство располагает всеми возможностями для регулирования пропорций воспроизводства общественного продукта. Одним из инструментов такого регулирования является Центральный банк страны. Подобное регулирование производится путем установления массы денежных средств, обеспечивающих непрерывность кругооборота капитала, функционирующих предпринимателей. Чем больше масса денежных средств в обращении, тем интенсивнее платежеспособный спрос и его влияние на производство. Чем меньше масса денежных средств, тем слабее платежеспособный спрос и его воздействие на предпринимательскую деятельность рыночных хозяйственных структур.

Необходимое условие поддержания оптимального соотношения рыночного спроса и предложения – эмиссия денег в строгом соответствии с темпами роста производства и реализации общественного продукта. Соблюдение этого условия ограничивает рост цен и инфляционный процесс умеренными темпами прироста денежной массы в обращении. Управление рыночной конъюктурой и пропорциями воспроизводства общественного продукта с помощью количества денег, находящихся в обращении, получило название монетаризма.

Денежный рынок представляет собой экономические отношения, связанные с перераспределением временно свободных денежных средств общества для авансирования расширенного воспроизводства. В качестве системы экономических отношений создается хозяйственными и банковскими структурами в целях удовлетворения общественных потребностей в денежных средствах.

Как система денежных отношений, регулирующих предпринимательскую деятельность, рынок денежных средств основывается на соответствующих функциях хозяйственных структур и банков. Это наглядно подтверждается практикой целевых товарных рынков, где главная функция – реализация цены товаров в деньгах – выполняются продавцами этих товаров. Наряду с этим денежный рынок выступает в роли главного регулятора расширенного воспроизводства и выполняет ряд внутренне присущих ему функций.

Первая функция этого рынка – организация свободной конкуренции производителей и продавцов товаров. Ее выполнение основывается на свободном удовлетворении спроса на денежный товар рыночных хозяйственных структур, в результате чего создается возможность для технического обновления производства, расширения номенклатуры вырабатываемых изделий и масштабов хозяйственно-финансовой деятельности.

Вторая функция рынка - образование ниш и сегментов предпринимательской деятельности хозяйственных структур и банков. Данная функция связана с выявлением их экономического потенциала и реализацией возможностей по наполнению соответствующих рынков товарами и услугами на основе конкуренции.

Реферат опубликован: 15/02/2009