Анализ и моделирование границ ценового коридора для услуг космических систем связи

Страница: 4/17

1. Постановка задач ценообразования.

2. Определение спроса.

3. Оценка издержек.

4. Анализ цен и товаров конкурентов.

5. Выбор метода ценообразования.

6. Установление окончательной цены.

Применительно к экспортной продукции процесс определения внешнеторговых цен условно может быть разбит на следующие основные этапы:

- выбор и обоснование базы для определения цены;

- расчет базисных цен;

- определение приемлемого интервала для контрактной цены на основе базисных цен;

- согласование конкретной контрактной цены с зарубежным партнером.

2. Проблема определения ценового коридора.

2.1. Обоснование модели «коридора»

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Ценообразование научно-технической продукции является одной из наиболее важных методических проблем отраслевого управления НИОКР в условиях систематического роста цен на материально-технические, трудовые и топливно-энергетические ресурсы, необходимые для создания ЛА.

Договорная цена на научно-техническую продукцию в условиях является основой развития договорной системы выполнения НИОКР при введении рыночных отношений. При согласовании договорной цены реальные затраты на создание этой продукции представляют коммерческую тайну разработчика. Заказчик, естественно не заинтересован в завышении цен на продукцию и получение сверхприбылей разработчиком. С другой стороны, при постоянном сотрудничестве, заказчик заинтересован в создании разработчиком научно-технического задела на перспективу, развитии опытно-экспериментальной и вычислительной баз разработчика, подготовке и переподготовке кадров. Все это предъявляет целый комплекс требований к обоснованию цены на научно-техническую продукцию при переходде к регулируемому рынку.

Договорная цена на научно-техническую продукцию определяется в процессе ее согласования между разработчиком и заказчиком. Экономическое обоснование уровня договорных цен на научно-техническую продукцию содержит:

анализ экономической эффективности применения продукции производственно-технического назначения (новой техники или технологии), в которой реализуются результаты научной разработки, и сопоставление со всеми возможными альтернативными вариантами;

определение верхнего и нижнего пределов цены, а также в случае необходимости – лимитной цены на научно-техническую продукцию;

определение договорной цены на научно-техническую продукцию, отражающую хозрасчетные интересы потребителей (заказчиков) и разработчиков научно-технической продукции.

При определении пределов цены обычно создается динамическая структура, так называемый ценовой коридор.

Общая схема коридора цены:

| |

С/с-ть Отправная

изделия цена

Динамика ценового коридора обусловлена системой самого рыночного механизма, который не может находиться в состоянии стагнации. Однако полностью стихийно она не формируется. Существуют какие-то принципиальные ступени, которые формирует общую структуру ценового коридора. Как упоминалось выше, варьирование в ценовом коридоре происходит под влиянием факторов, действующих на рынке.

Нижняя граница ценового коридора обычно представляет собой фактическую себестоимость продукции, то есть затраты на создание непосредственной продукции плюс величина рентабельности. С другой стороны правильно было бы включить в нижнюю границу также затраты на изобретения, различные ноу-хау и вообще разработку технологий производства данной продукции. Однако если следовать такому подходу, то нижняя граница цены будет расти с неимоверной быстротой. То есть такой подход следовало бы назвать утопическим, хотя в принципе он отражает реальную действительность использования природных ресурсов. К тому же оценка всех технологий и ресурсов, использованных в процессе создания текущей технологии, а также тех, на базе которых она была создана, а также тех, на базе которых были созданы они сами, сопряжена с большой сложностью.

Если себестоимость является как бы «землей», от которой отталкиваются при формировании коридора, то наибольший интерес в модели здесь представляет такой параметр, как экономический эффект. Принципиально он определяется как эффект от продажи продукции (товаров, услуг) + эффект от реализации (продажа, выдача лицензий и т.п.) сопутствующих (полученных при разработке, изготовлении и т.п.) технических идей, технологии, ноу-хау и т.п.

Реферат опубликован: 10/06/2006