Южная Корея, Ким Дэ Чжун

Страница: 11/15

Чтобы обеспечить развитие в новых условиях, необходимо реструктуризировать контролируемую государством экономику. В новых индустриальных странах, включая Южную Корею, первоначальная модель "управляемой экономики" была перестроена, а участие государства в регулировании и количество субсидируемых им предприятий снижено.

В Южной Корее перспективы дальнейшего развития обсуждаются весьма широко (по крайней мере в неявной форме), особенно в отношении управления и роли государства. Что касается государственной администрации, то многие корейские ученые согласны, что старая бюрократическая модель не в состоянии решать новые проблемы, не отвечает требованиям эпохи демократии и глобализации. Поэтому варианты предлагаемых реформ отражают тенденцию к рыночной ориентации, сокращению государственного регулирования, приватизации, сужению функций правительства, усилению участия общественности в управлении и пр.

В этой связи возникает вопрос: достаточно ли готово южнокорейское правительство к тому, чтобы усвоить привнесенные извне идеи и каковы должны быть предварительные условия для стимулирования реформаторских настроений, а также для генерации новых идей в стране, находящейся в процессе трансформации.

Здравый смысл подсказывает, что вначале нужно удобрить почву (т.е. усовершенствовать инфраструктуру государственной администрации), а уж затем бросать в нее семена (новаторские идеи). В этой связи следует рассмотреть два вопроса: во-первых, из каких компонентов должна состоять инфраструктура эффективного государственного управления в Южной Корее в постиндустриальную эпоху; во-вторых, почему она имеет важное значение.

Перед Южной Кореей стоит сложная задача, включающая в себя два аспекта: во-первых, необходимо укрепить демократию; во-вторых, трансформировать государственную бюрократию. В принципе инфраструктура эффективной государственной администрации должна не только включать демократические элементы, но и определять возможность эффективного управления. В большинстве демократических стран это обеспечивают высокий профессионализм государственных чиновников, политическая нейтральность (административная автономия) и репрезентативный состав администрации. Кроме того, необходимы еще три элемента - инновационный климат, прозрачность административной деятельности и взаимодействие культур.

Административный профессионализм

Профессионализм здесь определяется как специальные знания, умение обрабатывать информацию, инновативность и эффективность. Под профессиональными знаниями понимается уровень подготовленности и квалификация государственного управленца. Компетенция в области обработки информации зависит от готовности и способности чиновника к сбору и анализу данных для эффективного управления программами и распространения полученных сведений. Инновативность в сфере государственной администрации включает способность к восприятию новой политики и технологии для расширения управленческих возможностей. И, наконец, эффективность отражает связь между ресурсами, затраченными на реализацию программ, и полученными результатами.

Административный профессионализм является предпосылкой эффективного управления. Он особенно важен для развивающихся и новых индустриальных стран, в которых свободная рыночная система еще окончательно не сформировалась. Их народы (в отличие от населения развитых стран) не связывают больших надежд с частным сектором, который действительно еще не играет значительной роли в решении государственных задач. Отсюда проистекает и ряд ошибок.

В Южной Корее много хронических проблем, включая нездоровую конкуренцию между крупными корпорациями и мелкими предприятиями, общий деструктивный характер конкуренции, монополизм и т.п. Появились и новые проблемы, в частности слабая банковская система и наплыв незаконных иммигрантов. Бюрократия нуждается в профессионалах для эффективного решения этих проблем.

Мировая хозяйственная ситуация постоянно усложняется. Все труднее становится реагировать на разнообразие затрат и результатов. Ресурсы распределяются по всему миру. Рынки сегментируются на все меньшие участки. Объемы знаний удваиваются за все более короткие сроки. Растет специализация технологий, и организации должны чаще осваивать и внедрять новые. Глобальная конкуренция, сдвиги в запросах потребителей и процессы в окружающей среде требуют изменения всех институтов. Чтобы работать в столь сложной обстановке и своевременно реагировать на факторы, вызывающие перемены, необходимо создать организации, способные быстро принимать многоаспектные, гибкие и творческие решения.

Реферат опубликован: 1/11/2007