Экономическая характеристика индии

Страница: 4/5

Специализация сельскохозяйственного производства.

Индустриализация практически не повлияла на отраслевую структуру занятости населения в силу ориентации современной промышленности, в том числе и мелкой, на капиталоемкую технологию. Индия оказалась единственной страной Азии, где доля сельского хозяйства в экономически активном населении остается с начала 20 в. неизменной – на уровне 70-72%. Достижения самообеспечения зерном - важный успех независимой Индии. В то же время эта самообеспеченность опирается на сохранение крайне низкого уровня потребления. Несмотря на «зеленую революцию», уровень агротехники и урожайности в Индии остается одним из самых низких в мире. При том, что применение химических удобрений в стране за 70-е годы выросло вдвое и сейчас они применяются на 55% площадей, занятых под пшеницей, и на 45% - под рисом, их потребление на 1 га посевных площадей в Индии было в 1983 г. в 5 раз меньше, чем в Китае, хлопчатника – в 7 раз ниже, чем в Мексике. Развитию сельского хозяйства Индии препятствует отсталая социально-экономическая структура деревни.

В Индии вылавливается около 2,5 млн. т рыбы в год ( 7 место в мире), в том числе 2/3 – морской. Морское рыболовство наиболее развито в приморских южных и западных штатах, речное – на Востоке и Северо-Востоке страны. Для жителей ряда районов, особенно Бенгалии, рыба – один из существенных продуктов питания.

Под сельскохозяйственными угодьями в Индии используется 60% территории. Они в основном заняты пашней. Хотя благодаря обилию тепла практически на всей территории страны, за исключением высокогорной, возможно круглогодичное земледелие, лишь менее 1/5 посевных площадей засевается более одного раза. Главная причина – недостаточное увлажнение в сухое время года.

Рис высаживают преимущественно в основной полевой сезон хариф под летние дожди на прибрежных низменностях, а так же в долинах Ганга и Брахмапутры. Пшеница выращивается главным образом в зимний сезон раби в Северо-Западной Индии – в штатах Пенджаб,Харьяна, западной части Уттар-Прадиш и прилегающих районах. Улучшенные сорта занимают около 83% пшеничных полей. Урожайность – от 30 ц/га на орошаемых площадях в Пенджабе до 6,5 ц/га в сухих районах Гуджабата.

Просяные ( джовар и баджра) возделываются примерно на ¼ площадей, занятых в Индии под продовольственные культуры, зернобобовые – на 1/5. Это преимущественно снутренние засушливые и слабоорошаемые районы полуостровной и Центральной Индии, а также Раджастхана.

Развитие транспортного комплекса.

Индия – одна из крупнейших железнодорожных держав мира. Протяженность ее железных дорог составляет около 62 тыс. км.

На железные дороги приходится 55% наземных перевозок Индии, что составляет 800 тыс. т. грузов и 9 млн. пассажиров ежедневно. По объему грузоперевозок – 173 млрд т./км в год – Индия занимает 5-е место в мире. К 2000 г. объем перевозок на железных дорогах Индии должен практически удвоиться по сравнению с 1985 г. Основной прирост перевозок ожидается на железнодорожных магистралях, связывающих четыре крупнейших города – Дели, Калькутту, Бомбей и Мадрас. В настоящее время планируется электрифицировать еще более 10 тыс. км. Железные дороги Индии рентабельны. В 1984/85 г они принесли центральному правительству Индии 14,57 млрд. рупий дохода.

Основные города Индии соединены между собой национальными автострадами, которые постоянно расширяются и реконструируются На этих магистралях весьма оживленное движение, развито междугородное автобусное сообщение. Общая протяженность автомобильных дорог Индии с твердым, так называемым «всепогодным» покрытием за период с 1950/51 г. по 19984/85 г. увеличилась со 157 тыс. км. До 833 тыс. Однако выход к таким дорогам имеют лишь 1/3 населенных пунктов.

Большинство индийских дорог, особенно в глубинке – грунтовые. В сезон дождей они становятся труднопроходимыми, и тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира.

При относительно небольшом числе автотранспортных средств (5,2 млн. в том числе 218 тыс. автобусов, 734 тыс. грузовиков и 1,5 млн легковых автомобилей) Индия отличается высокими показателями дорожно-транспортных происшествий.

Индия – морская держава. Она располагает 736 судами морского торгового флота общей вместимостью 6,5 млн.т. Однако 62,9% морского товарооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них – Бомбей.

Значительного развития достиг в Индии воздушный транспорт – как на международных, так и на внутренних линиях. Бомбей, Дели и Калькутта – крупнейшие международные аэропорты Индии, они обслуживают также большое число транзитных рейсов иностранных авиакомпаний из Европы в Юго-Восточную Азию и Австралию. Международные аэропорты существуют также в Мадрасе и в Тривандруме.

Реферат опубликован: 22/08/2006