Экономико-георафическая характеристика Республики Корея

Страница: 9/11

До середины 80-х годов в его структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов.

В 90-е годы произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с бытовой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники. В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей и запчастей к ним — свыше 3% всего экспорта.

Табл. 10 Внешняя торговля страны в 1994 - 1999 гг. (млрд. дол. США).

1995

2002

Экспорт

125,4

162,5

Импорт

Сальдо

135,1

-9,7

152,1

10,4

Табл. 11 География экспорта

1994

1998

2002

США 26% Япония 17% ЕС 14%

США 17% ЕС 13% Япония 12%

Китай (с Гонгонгом) 20,7% США 20,2% ЕС 12,8% Япония 9,3%

Табл. 12 География импорта

1994

1998

2002

Япония 26% США 24% ЕС 15%

США 22% Япония 18% Китай 7% Австралия 5% Саудовская Аравия 5%

Япония 19,7% США 13,7% Китай 11,4% ЕС 10,1%

По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на мировом рынке: текстильные изделия — 7,0% в 1992 г., одежда — 5,2, суда — 15, персональные компьютеры — 1,3%. Но эти товары испытывают возрастающую конкуренцию со стороны других стран.

В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование, сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных материалов и топлива (41%) и 25% капитальных товаров реэкспортируются. Удельный вес сырья и топлива превышает половину импорта.

По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.

Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился за 1980—1995 гг. в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование.

В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт.

На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. За 70—80-е годы реальная заработная плата в промышленности увеличилась более чем в 4 раза, за 1990—1994 гг. — на 1/3, хотя по абсолютному размеру она и сейчас в 3 раза уступает японской.

Издержки на рабочую силу для чеболь (корейские финансово-промышленные группы) увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных расходов рабочих. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.

Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта промышленных товаров.

Реферат опубликован: 7/12/2009