Экономико-географическая характеристика топливной промышленности

Страница: 15/16

В настоящее время многие прогнозы предполагают значительное увеличение ёмкости европейского рынка газа и соответственно возможностей поставки российского газа.

Сложившаяся в России тенденция к снижению спроса на газ даёт возможность за счёт использования уже имеющейся транспортной инфраструктуры обеспечить развитие первоочередных экспортных проектов путём достройки концевых участков трасс, ведущих из центра страны к её границам. Тем не менее по мере восстановления внутреннего рынка и дальнейшего роста экспорта потребуется ввод новых, прежде всего экспортоориентированных газопроводов. Основные объёмы добычи газа приходятся ныне на уникальные по своим масштабам месторождения Западной Сибири, инвестиции в которые были осуществлены ранее. Но сейчас уже возникает, а в ближайшие годы значительно увеличится потребность во вводе новых мощностей как для компенсации падения добычи газа на этих месторождениях, так и для обеспечения прироста добычи под новые контракты. Здесь возможны варианты: либо ускоренный ввод в разработку новых месторождений (Ямал и Штокман), либо более интенсивное использование имеющихся и перспективных ресурсов в Надым-Пур-Тазовском и прилегающих к нему районах. По-видимому, конкретные решения будут зависеть от многих факторов, в том числе от темпа нарастания потребности в освоении новых ресурсов, от возможностей привлечения инвестиций для такого освоения, от масштабов и результатов геологоразведочных работ в традиционных и новых районах, от местных и экологических факторов и т.п.[28]

Проблемы топливной промышленности основаны на сочетании природных факторов (истощение недр), последствия изменения экономических отношений и системы управления и острым дефицитом финансово-экономических и правовых рычагов для решения этих проблем, к важнейшим из которых относятся следующие:

Финансовая дестабилизация в отраслях топливной промышленности из-за обвального роста неплатежей со стороны потребителей жидкого и газообразного топлива, ведущая к росту задолженности предприятий в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды;

Дефицит инвестиций, особенно острый в условиях прогрессирующего старения и высокой изношенности основных фондов, приводящий к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей и сокращающий возможности не только расширенного, но и простого воспроизводства, а также неблагоприятный в целом инвестиционный климат;

Высокие издержки и слабая восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса для их снижения;

Политика ценообразования на продукты топливной промышленности, приводящая к нарушению оптимальных ценовых пропорций как между ценами на различные энергоресурсы, так и между ценами на углеводороды и другие товары;

Ухудшение процессов воспроизводства сырьевой базы комплекса, вызванное резким сокращением объёмов геологоразведочных работ на фоне перехода крупнейших нефтегазодобывающих провинций и НГК страны в целом на поздние стадии «естественной динамики», с одной стороны, и отсутствием экономических стимулов к наращиванию ресурсного потенциала разрабатываемых месторождений за счёт продления периода их рентабельной эксплуатации и увеличения нефтеотдачи, с другой стороны.

Недостаточно диверсифицированная институциональная структура топливной промышленности и низкая эффективность государственного регулирования комплекса, оборачивающаяся в значительном числе случаев упущенной выгодой государства и инвесторов.

До 1988 года динамическое развитие отраслей топливной промышленности обеспечивалось в основном за счёт направления на эти цели значительных объёмов государственных централизованных капитальных вложений при среднегодовом их приросте до 10%. Начиная с 1989года в связи с переходом на новые условия хозяйствования и дальнейшим переводом отраслей на самоокупаемость и самофинансирование, объём государственных инвестиций резко сократился. В 1998 году доля этого источника в общем объёме капитальных вложений по комплексу составила 0,6%, а без учёта господдержки угольной промышленности – 0,1%.

После августа 1998 года привлечение инвестиций под суверенную гарантию государства стало практически невозможным. Уход значительной части нерезидентов с фондового рынка России резко сузил возможности корпоративного финансирования, т.е. привлечения инвестиций под гарантии российских корпораций. Остаётся единственная возможность привлечения инвестиций, причём не финансовых, а прямых инвестиций, являющихся носителями НТП, от стратегических интересов на долгосрочной основе. Это – проектное финансирование, т.е. привлечение инвестиций на реализацию конкретного проекта, где возраст инвестиций обеспечивается за счёт финансовых потоков, генерируемых самим проектом.

Реферат опубликован: 25/12/2008