Экономико-географическая характеристика Мурманской области

Страница: 2/3

Пункт длительного наземного хранения реакторных отсеков на береговой площадке губы Сайда (СРЗ "Нерпа")

Реконструкция взлетно-посадочной полосы и светосигнального оборудования аэропорта "Мурманск"

Строительство туристического комплекса на горе Рохмойва

Промышленность области имеет сырьевую направленность. Основу ее составляет горнопромышленный комплекс, в состав которого входят предприятия горно-химической промышленности, цветной, черной металлургии, промышленности строительных материалов.

В структуре отраслей промышленности ведущее место занимают цветная металлургия (39%), электроэнергетика (13%), пищевая промышленность, включая рыбную (19%), химическая промышленность (12%).

Мурманская область располагает собственным сельскохозяйственным производством, решающим частично проблему снабжения северян свежими продуктами питания. Однако природно-климатические условия Заполярья весьма ограничивают потенциальные возможности местного сельского хозяйства. Площадь сельскохозяйственных угодий области составляет 23,4 тыс. га, в том числе посевные площади - 12,5 тыс. га; основная их часть занята под кормовые культуры.

Доля собственного производства продовольствия в общем фонде потребления составляет: по мясу -17,8%, молоку - 16,6%, овощам - 8,3%.

Структура промышленности Мурманской области Диаграмма структурного разделения промышленности по отраслям * в том числе рыбная промышленность

Крупнейшие предприятия региона:

Кольская горнометаллургическая компания (в нее входят комбинаты "Североникель" и "Печенганикель");

ОАО "Апатит"

Кандалакшский алюминиевый завод (входит в Сибирско-Уральскую алюминиевую компанию);

ОАО "Ковдорский ГОК";

ОАО "Олкон";

Кольская атомная электростанция;

ОАО "Колэнерго";

Три рыбодобывающих флота, включая крупнейший в отрасли АО "Мурманский траловый флот".

Главные промышленные центры - города Мурманск, Апатиты, Кандалакша, Мончегорск, Кировск, Оленегорск.

Несмотря на суровые природно-климатические условия Заполярья, Мурманская область располагает собственным сельскохозяйственным производством, что позволяет частично решать проблему снабжения северян свежими продуктами питания. Развито животноводство, оленеводство. Разводят крупный рогатый скот (молочно-мясные породы), оленей, птицу, свиней.

Транспорт. Благоприятное географическое положение региона и крупная промышленность обусловили развитие всех видов транспорта и сети дорог на территории области. Имеющиеся наземные, воздушные, морские транспортные коммуникации обеспечивают традиционные хозяйственные связи региона с центром России и создают хорошие условия для расширения сотрудничества с зарубежными странами.

Общая протяженность сети железных дорог в пределах Мурманской области составляет 891 км. К крупным железнодорожным узлам относятся Мурманск, Апатиты, Оленегорск и Кандалакша. Протяженность автомобильных дорог на территории области составляет 4359 км.

Мурманский морской торговый порт - крупнейший незамерзающий порт России, расположенный за Полярным кругом. Он является базовым по обеспечению перевозки грузов в районы Крайнего Севера, Арктики и дальнего зарубежья. Производственная мощность порта - 12 млн. т грузов в год. Грузовые и пассажирские морские перевозки осуществляет ОАО "Мурманское морское пароходство". Оно же эксплуатирует принадлежащие государству уникальные по своим возможностям атомные ледоколы, все из которых базируются в Мурманске.

Открытие Северного морского пути для иностранных судов и перспективы развития транзитных перевозок грузов между западно-европейскими портами и портами стран Юго-Восточной Азии и Японии могут стать важными факторами, усиливающими притягательность региона для потенциальных инвесторов.

Мурманская область располагает 2 крупными аэропортами: "Мурманск" (в пос. Мурмаши) и "Хибины" (в г. Апатиты). Через Мурманский аэропорт проходят международные авиалинии: Мурманск - Киркенес и Мурманск - Тромсе(Норвегия), Мурманск - Рованиеми (Финляндия) - Лулео (Швеция). В ближайшей перспективе предполагается создание на базе Мурманского авиапредприятия международного транспортного аэроузла.

Реферат опубликован: 22/09/2006