Чехия

Страница: 8/16

Национальный музей - самый старинный музей Праги, основанный в 1818 г. В 1841 г. историк Франтишек Полацки дал музею точную программу, которой он следует до наших дней. Фасад музея во многом сходен с восточным фасадом Лувра. Вестибюль галереи украшен картинами из чешской истории, а также бюстами выдающихся национальных деятелей - Либуше, князя Вацлава, Пршемысла Отакара II, созданных скульптором Л. Шванталером.

Церковь Св. Кирилла и Мефодия находится на Рессловой улицы, была построена в 1730 г. К.И. Динценхофером, с 1935 г. принадлежит чешской православной церкви. Этот храм получил печальную известность как убежище участников покушения на Гейдриха в 1942 г. Об отчаянном и безнадежном сопротивлении парашютистов, когда предатель выдал их укрытие в склепе под алтарем, напоминает памятная доска.

Эмаузский монастырь Этот монастырь был основан Карлом IV с целью возобновления богослужений на славянском языке (отсюда второе название - «монастырь на Слованах»). При бомбежке в самом конце войны (1945) две башни были разрушены. На их месте в 1967 г. возвели две громадные бетонные башни необычного вида, предполагая сначала, что это только временная замена. Но башни стоят до сих пор и являются символом соединения средних веков и модерна. Стены монастыря украшают готические настенные росписи. Трехнефная церковь используется сегодня как выставочный зал.

Костел Св. Яна Непомуцкого на скале является творением К.И. Динценхофера. Подчеркнуто многоугольный центральный корпус, в который вписываются овальные структуры нартекса и хора, — прием, типичный для младшего Динценхофера. Две смещенные по диагонали башни прикрывают с флангов портал, от которого двойная наружная лестница ведет на улицу. Внутри костела находится великолепная фреска, посвященная вознесению св. Яна Непомуцкого, а на главном алтаре - его скульптурный портрет, бронзовая копия которого установлена на Карловом мосту.

Костел Девы Марии. Этот костел относится к тем немногим готическим храмам, внутреннее пространство которых группируется вокруг одной центральной колонны. По легенде, в дохристианские времена на этой колонне стояло изображение языческого бога Святовита, который потом уступил свое место Деве Марии. Неоготический облик костел приобрел в 1858-1863 гг.

В истории города Праги Вышеград выступает антиподом Пражского Града. Вышеградская скала, овеянная множеством народных сказаний, поднимается прямо над Влтавой. Здесь открывается чудесный вид на город и долину реки. Имеются исторические доказательства, что первые постройки на скале появились в первой половине Х в. Положение скалы наводило на мысль о строительстве крепости: с одной стороны, место было слишком открытым и незащищенным, а с другой - отсюда можно было контролировать движение судов по Влтаве. О культурном значении Вышеграда свидетельствует Королевский Кодекс XI столетия, который хранится сегодня в Государственной библиотеке. В XII в. в связи с возвышением рода Пршемысловичей, сделавших крепостное сооружение на скале своей резиденцией, началось активное строительство, в том числе главной церкви. Даже когда резиденция правителей переехала в середине XII в. в Пражский Град, Вышеград не утратил своего стратегического значения. Карл IV обновил крепостные сооружения и приказал перестроить дворец и церковь. В гуситском движении Вышеград также сыграл свою роль: здесь в 1420 г. были наголову разбиты королевские войска. Свой сегодняшний вид и черты барокко Вышеград получил в конце XVII в. До 1911 г. крепость Вышеград была в имперском управлении, потом она была передана городу Праге. С северной стороны на территорию Вышеграда попадают через кирпичные ворота (1848) — самую «молодую» часть крепостных стен в стиле барокко.

Самой древней постройкой Вышеграда является ротонда св. Мартина. Такие памятники романской культурной эпохи можно найти только здесь. Вышеградская ротонда во время гуситских войн была разграблена и позднее использовалась как пороховой склад. При ремонтных работах в 1880 г. был обнаружен утрамбованный глиняный пол, сохранившийся со времени ее строительства.

Маленькая часовня Девы Марии в стиле барокко предназначена для паломников. Здесь первоначально хранилась статуя Пречистой Девы из Лорето. Неподалеку расположена колонна, установленная в благодарность за избавление от чумы в 1714г.

Реферат опубликован: 16/02/2007