Тунис

Страница: 7/9

В Тунисе довольно четко выделяются пять хозяйственных районов. Трое из них совпадают с природно-климатическими районами; это — Южный (Сахара), Центральный (степи) и Сахельский. В пределах же Телля (северная природно-климатическая зона) выделяются два района: северо-западный, по преимуществу сельскохозяйственный и северо-восточный, наиболее развитый в экономическом отношении, где расположены крупнейшие города страны (в том числе столица) и сосредоточены важнейшие промышленные предприятия.

Важнейшие исторические события Туниса

Как показывают археологические исследования, территория Туниса была одним из первичных очагов неолитической культуры Средиземноморья. Во II тысячелетии до н.э. населявшие эту территорию берберские племена занимались по преимуществу оседлым земледелием. Южнее больших солончаковых впадин Шотт-Джерид кочевали скотоводческие племена. Местная культура обогащалась благодаря контактам с народами Сахары и греко-эгейским миром. Однако решающее значение в истории древнего Туниса имели финикийская (с XII в. до н.э.), а затем римская (со II в. до н.э.) колонизации, включившие страну в ареал развития античного способа производства.

В течение пяти столетий территория страны являлась ядром могущественного рабовладельческого государства — Карфагена. Владения Карфагена в Западном Средиземноморье — на островах, на берегах Испании, Марокко и Алжира — имели характер обособленных торговых поселений, факторий. Однако в Тунисе финикийская колонизация развивалась вглубь. В прибрежной полосе, от современной Бизерты до Сфакса, располагалось почти три десятка относительно крупных городов, а в прилегающей округе и внутренних районах, населенных подчиненными Карфагену или союзными племенами, активно развивалось сельскохозяйственное производство. Именно к пунической эпохе древней истории Туниса относится разработка основ агротехнической науки, в этот период сложились севооборот, агрономический календарь, способы обработки почвы, сохранявшиеся в практике местных земледельцев на протяжении многих последующих веков.

После падения Карфагена (II в. до н.э.) территория Туниса была превращена в римскую провинцию Африка. Здесь создавались колонии ветеранов — бывших солдат, выходцев из разных концов Римской империи. Пришельцы смешивались с местным населением, которое наряду с берберским и финикийским языками, стало широко употреблять в быту латинскую речь. В плеяду знаменитых латинских писателей вошли уроженцы Африки— Тертуллиан, Арновий, Апулей. В ряде районов, например в оазисе Гафса, латынь сохранялась как разговорный и письменный язык до XII в. н.э.

Провинция Африка приобрела важное значение в экономической жизни Древнего Рима в качестве крупного производителя и экспортера сельскохозяйственной продукции. На римскую эпоху, особенно II—III вв. н.э., приходится расцвет городской цивилизации. Территория Туниса была одной из высокоурбанизированных провинций Римской империи.

В этот период страна подвергалась сильной романизации, но основная масса населения сохраняла пунический (финикийский) язык и восточные верования.

В V в. был положен конец римскому владычеству, которое, однако, в VI в. сменилось властью Византии, столкнувшейся с большим сопротивлением народных масс. В конце VII в. страна была завоевана арабами-мусульманами, военные отряды которых в 647 г. впервые появились на территории Туниса. Основав город Кайруан (670 г.), ставший центром распространения ислама в Северной Африке, арабы подавили последние очаги сопротивления византийцев.

Первоначально Тунис, который в средние века называли Ифрикией, был частью Омейядского и Аббасидского халифатов, а в IX в. здесь утвердилась фактически независимая династия Аглабидов.

Ифрикия была довольно централизованным государством, хозяйство которого базировалось на земледелии (в основном выращивание зерновых и оливководство), использовавшем античные методы агротехники. Активные торговые связи поддерживались с Тропической Африкой

Весьма интенсивно происходил процесс ассимиляции коренного и пришлого арабскою населения, которое сосредотачивалось в многолюдных городах — Кайруане, Тунисе, Сусе, Сфаксе. В раннем средневековье они играли роль значительных центров формирования западной ветви арабо-мусульманской культуры.

Сам по себе приход арабов не сопровождался значительным увеличением пришлого населения. Выходцы из восточных областей арабского халифата оседали в городах. Их число в Тунисе было вероятно больше, чем в других странах Магриба, но не превышало нескольких десятков тысяч. Лишь в середине XI в. здесь появились арабы кочевники (по оценкам 200-300 тыс. человек) расселение которых в центральных и северных областях страны ускорило арабизацию местного населения, прежде всего скотоводов перенимавших обычаи и язык пришельцев из Аравии.

Реферат опубликован: 15/05/2008