Топливно-энергетический комплекс Украины

Страница: 19/26

В настоящее время преобладает давальческая схема переработки нефти, неэффективная для предприятий. В 1999 г. 84,6% переработанной на украинских НПЗ нефти принадлежало давальцам. Кременчугский НПЗ, например, переработал 4,6 млн. т нефти, в том числе давальческой 66,8%, сотрудничая с38 организациями, объёмы их поставок колебались в пределах от 700 т до 488,1 тыс. т. На Херсонском НПЗ эти показатели составили, соответственно, 14 организаций, объёмы поставки – от 9,98 тыс. т до 385 тыс. т; на Одесском НПЗ – 2 организации с поставками от 39,9 тыс. т до 2603,2 тыс. т и т.д. В этих условиях предприятия практически распоряжаются 10% перерабатываемой нефти, получаемыми в качестве оплаты услуг. В 1999 г. украинские НПЗ использовали производственные мощности на 20,3%, в том числе и Кременчугский завод – 28,2%,Херсонский – 12,2%, Одесский – 42,5%, Дрогобычский – 7,8%, Надворнянский – 50,9%, Лисичанский – 3,3%.

Давальческой схемы переработки нефти на украинских НПЗ во многом объясняется характер рынков нефтепродуктов, где, в отличие от Запада, доминирует производитель, а не потребитель. Кроме того, давальцы наряду с другими многочисленными продавцами нефтепродуктов оказывают давление на государство с целью получения всевозможных налоговых и других льгот, что в конечном итоге к уменьшению поступлений в государственный бюджет.

В каждой стране развитие нефтеперерабатывающей промышленности имеет свои особенности, но общими его чертами являются повышение роли углубляющих и облагораживающих технологических процессов, экономия энергоресурсов, автоматизация производств, создание экологичных технологий. По данным Французского института нефти, в ближайшей перспективе мощности НПЗ в мире могут возрасти на 287 млн. т/год, или на 7,7%, в том числе в странах СНГ и Восточной Европы – на 42 млн. т, или на 6,6%.

Активизируются работы по расширению производства нефтепродуктов из возобновляющегося сырья. Так в 12 странах Евросоюза выпуск биобензинов и биодизтоплив к 2020 г. должен составить 29 и 48 млн. т, соответственно, или 23,9 и 24,4% общего потребления светлых нефтепродуктов. Во всём мире продолжаются разработки нового состава бензина, направленные на снижение загрязнения воздуха. С этой целью используют кислородосодержащие соединения в качестве компонентов смешения бензинов. К началу 1997 г. в мире насчитывалось 174 установки мощностью 24,2 млн. т по производству этих соединений; планировалось соорудить к 2000 г. ещё 76 установок суммарной мощностью 13,7 млн. т. Кроме того, в США инвестиционные проекты направлены на расширение процессов алкилирования, изомеризации, гидрообессеривания и гидроочистки. В странах Западной Европы мощности гидрокрекинга за 1995-1998 гг. возросли почти на 6 млн. т/год.

“Реструктуризация НПЗ Украины во многом определяется ростом потребности в дизтопливе (до 13,1 млн. т – в 2015 г., при 5,9 млн. т – в 1999 г.) и необходимостью сократить импорт бензина. В связи с тем, что по структуре потребления моторных топлив Украина в перспективе будет приближаться к западноевропейским странам, для увеличения качества и увеличения производства бензинов основными направлениями инвестиционных программ украинских НПЗ следует считать расширение мощностей каталитического крекинга на 2,5 млн. т (11,8% от первичных процессов), строительство новых установок изомеризации мощностью 0,4 млн. т (6,4% от каталитического риформинга) и алкилирования мощностью 0,7 млн. т (11% от каталитического крекинга). Кроме того, для обеспечения соответствия качества бензинов требованиям экологического законодательства целесообразно построить установку по производству 360 тыс. т/год кислородосодержащих добавок. Для организации выпуска дизельных топлив в необходимых объёмах и требуемого качества одним из приоритетов является увеличение мощностей термических процессов гидрокрекинга на 2,5 млн. т/год (4,7% от первичных процессов), висбрекинга – на 3,2 млн. т/год (6%), гидроочистки – на 1,5 млн. т (2,8%) ,коксования – на 1 млн. т/год (1,8).»1

Особого внимания заслуживает проблема обеспечения потребности в смазочных маслах, импорт которых в Украину насчитывает сотни наименований на сумму 200 млн. дол. в год. Самыми важными направлениями здесь являются: регенерация отработанных масел с целью дополнительного получения ресурсов (100 тыс. т/год); реконструкция действующего маслоблока с увеличением его мощности по выпуску синтетических масел в объеме 50 тыс. т/год; создание совместно с зарубежными фирмами модульных установок по смещению 40 – 50 тыс. т/год смазочных масел широкого ассортимента; организация завода по производству 70 тыс. т присадок и их модифицированных форм в виде пакетов и композиций. Ориентировочные инвестиции в этот проект состовляют 500 млн. дол.

Реферат опубликован: 30/04/2007