Территориальная организация и районирование России

Страница: 4/12

Главные водные перевозки Западной зоны осуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая в стране система авиалиний расходится от Москвы.

В ЦР, где в старинных городах много памятников истории и культуры, начинает активно формироваться новая отрасль — туристско-экскурсионная. Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационные р-ны. Во всех городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а в крупнейших — управление, наука и высшее образование.

Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦР имеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местах пересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы.

Столица России — Москва — крупнейший пром.-транспортный узел, центр науки и культуры, управления нашей страны. Преобладает машиностроение (станкостроение, электротехническое, электронное, транспортное). Из др. отраслей значительна роль текстильной пром-ти, размещенной вдоль реки Москвы, хим., полиграфической.

Радиально-кольцевая структура города дополняется новыми кольцами и радиусами. В перспективе развитие столицы предусматривает полную реконструкцию пром-ти, научных институтов, городского хоз-ва. Это позволит ликвидировать непроизводительный труд, ограничит экстенсивный рост города. В Москве, находящейся на постиндустриальной стадии развития, не предполагается создание новых пром-ных гигантов. Москва должна стать прежде всего центром науки, культуры, образования, финансовой деятельности. В городе резко возрастет роль предприятий сферы услуг при сокращении числа работающих в пром-ти и строительстве. Особое внимание будет уделено реконструкции центра города, сохранению и восстановлению ценнейших памятников архитектуры, истории.

Крупнейшие города — пром-ные центры ЦР: Нижний Новгород расположен в месте слияния Оки с Волгой — центр Волго-Вятского р-на, Воронеж — главный город Центрально-Черноземного р-на, древний Ярославль, Тула, Смоленск, Рязань. На юго-востоке ЦР крупными пром-ми центрами стали столицы нац. республик: Чувашии — Чебоксары, Марийской — Йошкар-Ола, Мордовии — Саранск.

Северо-Западная Россия (С-З)

С-З Россия — самый небольшой по территории р-н РФ (212тыс.км2) — включает помимо компактной территории вокруг Санкт-Петербурга и к югу от него (Ленинградская, Псковская, Новгородская обл.) своеобразный российский остров на западе — Калининградскую обл.

Население р-на — 9,2млн. человек (больше огромного Дальнего Востока) — составляет 6,2% от числа жителей России.

Выгодное на протяжении многих веков ЭГП — на Балтийском море и водных путях (путь «из варяг в греки») — определило ранее заселение р-на, формирование Новгородской Руси, а затем основание новой столицы России — Санкт-Петербурга (1703г.). Выгоды ЭГП — р-на одного города, каким был ранее С-З, росли и в связи с созданием водных соединений на месте волоков, а позднее системы ж/д.

В настоящее время ЭГП С-З определяется наличием в р-не крупнейшего российского порта на Балтике (С-Петербург), дополненного на западе Калининградским, его пограничным положением и усилением связей с Центральной Россией (особенно с Москвой) и европейским Севером. С-З помимо границы с Эстонией, Латвией и Литвой.

Территория р-на с морским ледниковым рельефом небогата природными ресурсами (сланцы, фосфориты, строительные материалы, торф). Р-н обеспечен водными ресурсами (многоводные реки, 7тыс. озер, в том числе Ладожское и Онежское).

Население. С-З р-н преимущественно городского населения (его доля самая высокая в России — 86%). В С-Петербурге проживает 65% городского населения р-на. Среди городов много древних (Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса), имеющих ценнейшие историко-архитектурные памятники. Их дополняют архитектурно-исторические ансамбли С-Петербурга и его пригородов, представляющих важную базу для развития туризма, а также памятники культуры (Пушкинские горы). Сельское население р-на интенсивно выбывало в др. части страны и города.

Хозяйство. С-З р-н специализируется на многоотраслевом машиностроении. Здесь производилось 2/3 турбин и генераторов России (С-Петербург), значительная доля оборудования для АЭС. Морские суда, оптическое и электронное оборудование, значительная доля произ-ва были связаны оборонным комплексом, где в настоящее время осуществляется конверсия. С машиностроением тесно связаны цв. металлургия (Волхов) и передельные заводы черной металлургии.

Реферат опубликован: 5/11/2007