США

Страница: 7/8

При том, что обе партии служат главным образом частью избирательного механизма и отражают в своих программах политическую ситуацию, сложившуюся к моменту выборов, их позицию по ряду вопросов заметно различаются. Демократы, которых всегда поддерживали широкие слои населения, в ХХ в. нередко выступали как сторонники регулирования экономики, реформ, гибкой социальной политики. Республиканцы, традиционно занимавшие более консервативные позиции, защищали идеалы индивидуализма, частного предпринимательства, отстаивали свободную рыночную экономику.

Приход к власти представителей одной или другой партии определял изменения политического курса в США. В момент окончания второй мировой войны у власти находились демократы (Г. Трумэн), в 1953-1960 гг. – республиканцы (Д. Эйзенхауэр), в 1961-1968 гг. – демократы (Дж. Кеннеди, Л. Джонсон), в 1969-1976 гг. – республиканцы (Р. Никсон, Дж. Форд), в 1977-1980 гг. – демократы (Дж. Картер), в 1981-1992 гг. – республиканцы (Р. Рейган, Д. Буш), в 1992-2000 гг. – демократы (У. Клинтон). С 2001 года президент США – республиканец Дж. Буш-младший.

То, что за обе партии отдают свои голоса представители разных слоев населения, не только не снижают, но, наоборот, обостряет борьбу за «среднего избирателя». В ход идут все средства. Во время предвыборной кампании 1972 г. были задержаны агенты республиканцев, проникшие в штаб-квартиру демократической партии в Вашингтоне (она находилась в комплексе зданий, называющемся «Уотергейт»). Спустя год этот эпизод стал достоянием гласности, началось расследование. «Уотергейтское дело» и серия других разоблачений вынудили президента-республиканца Р. Никсона уйти в 1974 г. в отставку.

Отличительная черта американской политической системы состоит в том, что значительные полномочия президента страны, возглавляющего исполнительную власть, уравновешиваются системой «сдержек и противовесов». Это означает, что органы законодательной (конгресс) и судебной власти (Верховный Суд) имеют возможность установленном конституцией порядке приостановить или отменить выполнение решений президента, выдвинуть свои инициативы.

Примером подобной ситуации стало принятие в 1947 г. при президенте-демократе Г. Трумэне далеко не демократического закона Тафта-Хартли, который ограничивал политическую и стачечную деятельность профсоюзов, лишал их ряда прав, завоеванных в 30-х гг. В том же году начались преследования представителей отдельных политических партий и общественных организаций, государственных служащих и даже деятелей Голливуда по обвинению в «антиамериканской», «подрывной» деятельности. В первую очередь к ответственности привлекались люди с коммунистическими, антифашистскими убеждениями. Этот курс был продолжен в более широких масштабах при Д. Эйзенхауэре.

В 1953-1954 гг. из государственных учреждений было уволено свыше 8 тыс. «подозрительных» служащих. Безудержную антикоммунистическую кампанию развернул сенатор Дж. Маккарти, которому везде мерещились враги и предатели нации. По его инициативе было затеяно громкое расследование «шпионажа в армии», заседания трибунала передавались по телевидению ежедневно в течение месяца. Сторонники сенатора призывали к сожжению «неподходящих» книг. Маккартизм стал олицетворением крайне реакционной, антидемократической политике. Сенат был вынужден осудить Маккарти за «поведение, противоречащее сенатской этике».

Особое место в истории США второй половине XX века заняли президенты, чья деятельность ознаменовала поворот в политической жизни страны. Одним из них был Дж. Кеннеди.

Придя к власти, Кеннеди провозгласил политику «новых рубежей». Речь шла об укреплении внутреннего положения и международных позиций США. Одной из главных задач стало ускорение темпов экономического роста, государство при этом контролировало уровень цен и заработной платы. В сфере производственных отношений поддерживались идеи «классового сотрудничества». Учитывая, что в результате автоматизации производства в тот период возросла безработица, правительство увеличило расходы на помощь безработным, а также поддерживало программы переквалификации, дополнительного обучения рабочих.

Реферат опубликован: 9/07/2006