Социально-экономическое положение Германии

Страница: 4/10

Для экономики Германии, где с начала 90-х годов центральное место занимала проблема подъема восточных земель, (что требовало ужесточения налогового пресса), а также большой объем выплат в бюджет ЕС, теперь на первое место выходит проблема безработицы. Относительно неплохо с уровнем занятости обстоят дела в экономически благополучных федеральных землях, таких как Бавария и Баден-Вюртемберг. Северные же и особенно восточные земли имеют безработицу на уровне 16-18%, что заставляет правительство субсидировать значительные средства на пособия и социальную защиту населения, кроме того, отторгает значительные массы людей от участия в производственном цикле. В ближайшие несколько лет существует реальная возможность снизить уровень безработицы за счет увеличения объемов производства в промышленности.

Интеграционные процессы, усиливающиеся в последние годы в европейской экономике, существенно коррелируют рыночную стратегию отдельных государств Европы, что в полной мере относится и к странам - лидерам ЕС. Германия, являющаяся движущей силой европейской интеграции в настоящий момент находится в стадии умеренного экономического роста. Причем промышленность ФРГ преимущественно определяет результат работы экономики в целом.

Анализ хозяйственных результатов и внешнеторговой деятельности в отдельных отраслях промышленности, наиболее подверженных трансформации, позволяет сформировать целостную картину, отражающую основные тенденции трансформации внешнеэкономической деятельности экономики Германии под влиянием глобализации.

Обрабатывающая промышленность

Обрабатывающая промышленность Германии в значительной мере определяет успех работы немецкой экономики в целом. Производители товаров производственного назначения занимают лидирующие позиции в немецком экспорте. На наш взгляд, рост в этой отрасли является следствием увеличения объемов международного инвестирования, вызванного процессами глобализации в мировой экономики. За счет привлечения иностранного капитала во многом удалось вывести из кризиса Восточные земли. В то же время приход иностранных инвесторов способствует увеличению заказов из-за границы: в 2000 году отмечается рост экспорта на 26,2%, тогда как внутренние заказы возросли лишь на 12,5%. Еще более показательна ситуация на рынке товаров длительного пользования, где рост экспортных поставок (15,2%) более чем в 3 раза превысил рост внутренних заказов (4,4%).

Выпуск промышленной продукции в Германии имеет стабильную тенденцию к росту из года в год. Так, в середине 2000 года был зафиксирован рост в 7,4%. Хорошая международная обстановка будет способствовать росту в дальнейшем. 2000 год был отмечен существенным повышением индекса деловой активности, предпосылки для чего были сформированы недавними налоговыми реформами и увеличением объемов утилизации в обрабатывающей промышленности. Производственные фирмы в настоящее время пополняют свои рабочие места и наращивают производственные мощности, ориентируясь на сохранение в 2001 году имеющихся объемов сбыта. Немецкие аналитики прогнозируют рост выпуска товаров обрабатывающей промышленности на 6%, в случае, если произойдет ожидаемое укрепление евро на 4,5%. Падение доллара, вызванное кратковременной стагнацией экономии США, снизит объемы экспорта в Северную Америку.

Пищевая промышленность

(включая производство напитков и табачной продукции)

По объемам продаж пищевая промышленность Германии является четвертой отраслью экономики страны. Здесь заняты около 4 млн. человек и формируется около 15% совокупной стоимости продукции, произведенной в Германии. Ожидается лишь незначительный (2%) рост выпуска продукции в 2001 году, что вызвано высокой насыщенностью европейского рынка товарами. С повышением уровня жизни европейцев устанавливаются другие приоритеты в расходовании семейного бюджета. Если в начале 70-х годов на пищевые продукты семья тратила в среднем 22% личного бюджета, то в 2000 году этот показатель составил в Германии всего 16%.

Немецкий рынок продуктов питания предельно насыщен и строго сегментирован: десять ведущих розничных торговцев продуктами питания в настоящее время охватывают более 80% рынка. Основной способ конкурентной борьбы на рынке - ценовая политика. Пассивность потребителей способствовала снижению цен на продукты питания в 1999 году на 2,7%. По нашему мнению, развитие отрасли возможно за счет внедрения инновационных товаров, завоевания новых рыночных ниш и увеличения объемов экспорта. Доля экспорта в пищевой промышленности составляет менее 16%. Столь низкий показатель в 1999 году объясняется кризисом в России и некоторых странах Восточной Европы.

Развитие экспорта отрасли чрезвычайно важно, так как демографические процессы в самой Германии способствуют сокращению спроса на продукты питания. По прогнозам немецких демографов к 2020 году население Германии составит только 79 млн. человек. Структура семейного бюджета населения подвергнется изменениям в сторону еще большего сокращения доли, расходуемой на потребление продуктов питания.

Реферат опубликован: 12/09/2007