Социально-экономические проблемы угольной промышленности

Страница: 5/14

Как показывает анализ индикаторов, произошли ощутимые положительные сдвиги в решении ряда социальных проблем, возникающих в ходе закрытия неперспективных шахт и реструктуризации действующих угольных предприятий. В первую очередь следует отметить высокий уровень информированности шахтеров, затронутых процессом ликвидации шахт, об основных правилах увольнения, в том числе о возможности получения полагающихся пособий и компенсаций. За полтора года Мониторинга социальных последствий реструктуризации угольной отрасли (с начала 1999 г. до середины 2000 г.) заметно улучшилось положение с выплатами выходных пособий и компенсаций, регрессных выплат, выплат задолженности по заработной плате как на ликвидируемых, так и на действующих шахтах. Это обстоятельство способствовало смягчению социальной ситуации в угольных регионах. Повышению субъективных оценок материального положения шахтерских семей.

Содействие Занятости

Программой реструктуризации угольной промышленности предусмотрен широкий комплекс мер, которые должны содействовать занятости высвобождаемых и высвобожденных работников угольной отрасли, а также жителей шахтерских городов и поселков в ходе реструктуризации - программы местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.

Предоставление высвобождаемым работникам предувольнительных консультационных услуг.

Согласно результатам третей фазы Мониторинга в Кемеровской области, наличие возможности получения предувольнительных консультаций отмечено 47% респондентов, в Ростовской – 58% и в Тульской – 69%. В ходе первой фазы Мониторинга ситуация складывалась иным образом: 60,38 и 47% соответственно. Эти данные свидетельствуют, скорее всего, о снижении потребности в получении консультационных услуг со стороны увольняемых работников в Кемеровской области. Действительно, в Кемеровской области консультациями воспользовались 17% опрошенных (в первой фазе – 27%).

Социологические исследования поведения людей на рынке труда выявили, что люди чаще обращаются к посредникам и нуждаются в консультациях, когда сталкиваются с трудностями при поиске работы, в противном случае они больше полагаются на самостоятельное трудоустройство. Эти выводы подтверждают данные Мониторинга, о которых пойдет речь при рассмотрении вопроса о доступности рабочих мест на действующих и новых предприятиях. Они свидетельствуют об улучшении ситуации на рынке труда в Кемеровской области, о снижении уровня тревожности людей в отношении получения новой работы после увольнения. К тому же рынок труда в Кемеровской области более динамичен по сравнению с Тульской и Ростовской областями.

Ответы на вопрос о том, кем организованы консультации, различаются по регионам. В Тульской области стала более заметной роль службы занятости, в Кемеровской – профсоюзов. Роль работодателей в качестве организаторов предувольнительных консультаций осталась сравнительно высокой во всех трех регионах. Администрацию шахты в качестве основного источника информации о полагающихся выплатах отметили 46% респондентов в Кемеровской области и по 68% в Ростовской и Тульской областях.

Наличие возможностей для профессиональной переподготовки.

На момент опроса лишь единицы опрошенных из числа уволенных шахтеров, не имеющих работы и ищущих ее, уже прошли профессиональную переподготовку и немногим меньше половины этой категории респондентов хотели бы ее пройти. Желающие пойти на переобучение по большей части такую возможность имеют (от 45 до 55% общего числа желающих в зависимости от региона).

Анализ ответов тех уволенных шахтеров, которые на момент опроса уже устроились на работу, показывает, что профессиональная переподготовка довольно распространена среди вновь поступивших на работу: от 17% нашедших работу шахтеров в Тульской области и 19% - в Ростовской до 31% - в Кемеровской проходили переподготовку на новом месте работы. В то же время лишь один-два устроившихся на работу респондента в каждом регионе отмечали, что они прошли переподготовку с помощь службы занятости.

Реферат опубликован: 16/10/2008