Северный экономический район РФ

Страница: 1/10

ВВЕДЕНИЕ.

Жизнь современного общества невозможна без развитого транспорта. Быстро растет грузообмен между различными райо- нами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха. Транс- порт соединяет между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства.

Размещение транспорта как отрасли материального произ- водства отражает закономерности размещения производительных сил той общественно-экономической формации, потребности ко- торой он обслуживает. Транспорт в своем развитии не только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный фактор процессов общественного воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства.

Хозяйственная система нашей страны состоит из экономи- ческих районов, представляющих собой территориальные сочета- ния производительных сил - производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое соче- тание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соот- ветствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономи- ческом районе исторически сложился свой комплекс произ- водств, а проживающее в нем население выработало определен- ные трудовые навыки.

Транспорту принадлежит исключительная роль в формиро- вании экономических районов страны. Благодаря транспорту осуществляется географическое разделение труда между района- ми, специализация их на производствах наиболее выгодных в данных условиях.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ- НЫХ СИЛ СЕВЕРНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.

Северный экономический район принадлежит к районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических условиях. Однако по своему географическому положению, соз- данному экономическому потенциалу, запасам разведанных при- родных ресурсов и является важной частью народнохозяйствен- ного комплекса страны. В общероссийском территориальном раз- делении труда район выступает с продукцией цветной и черной металлургии, топливной, химической, лесной и целлюлозно-бу- мажной промышленности, судостроении , рыбной промышленности.

На его долю приходится 1/3 производства бумаги в стране, 1/5 - картона, около 1/5 - улова рыбы, значительная часть произ- водства алюминия, никеля, фосфорных удобрений и добычи фос- форного сырья. Представлена продукция и ряда других отраслей промышленности.

Важной особенностью Северного района является форми- рование на его территории Тимано-Печорского территориаль- но-производствеyного комплекса - крупной топливно-энергети- ческой базы европейской части страны.

Глава 2.АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.

Северный экономический район охватывает обширное пространство европейской части страны площадью 1466 тыс.км квадратных, выходящее к Баренцеву и Белому морям Северного Ледовитого океана. В его состав входят Архангельская, Мур- манская, Вологодская области, Карельская республика и рес- публика Коми. В нем проживает около 6 млн.чел.(1991 год).

Район находится в процессе активного хозяйственного освое- ния. Здесь сосредоточены крупные лесные и минерально-сырь- евые ресурсы, удобно расположенные по отношению к основным индустриальным центрам европейской части страны.

Густая речная сеть ( Северная Двина с Вычегдой и Су- хоной, Печора, Мезень и Онега), а в Карелии, кроме того, система больших и малых озер, соединенных между собой река- ми, протоками, каналами, благоприятствуют развитию лесораз- работок, удобной водной транспортировке древесины к пунктам переработки и отгрузки лесопродукции в лесодефицитные районы европейской части России, а также на экспорт.

Реферат опубликован: 19/11/2008