Проблема народонаселения

Страница: 2/6

Первым изданием памфлет Мальтуса вышел в 1798 г. анонимно. Второе издание, расширенное и переработанное, вышло в 1803 г. под названием, которое в русских переводах звучит так: "Опыт о за­коне народонаселения, или Взгляд на его действие на счастье обще­ства в прошедшем и настоящем, а кроме того, изучение, насколько основательны наши ожидания относительно устранения или смягче­ния тех бедствий, которые он производит". Под схожим названием вышли следующие издания (1806, 1807, 1817 и 1826 гг.) — всякий раз с изменениями и дополнениями.

Мальтус первым употребил выражение "борьба за существова­ние", которое впоследствии использовал Чарльз Дарвин. В первом из­дании "Опыта" Мальтуса имели место наиболее жесткие его сужде­ния. Там прямо говорилось, что рождающие детей без заботы о том, как их прокормить, заслуживают того наказания, которое предуго­товила им природа, и "было бы жалкой амбицией желать вырвать бич из ее рук и ослабить действие законов природы, установленных Божественным промыслом, которые приговорили этого человека вместе с его семьею к страданиям". Впоследствии Мальтус сильно смягчил свои суждения и даже (вопреки своей теории) высказался за предоставление государственной помощи семьям с числом детей больше шести.

Отсюда видно, что Мальтус не был рабом своей теории. Не от­казываясь от нее в принципе, он ратовал за то, чтобы в сознание на­родных масс постепенно внедрялась мысль о необходимости ощу­щать ответственность за своих детей. Но он не предполагал достичь этого за одну ночь. И коль скоро многодетные бедные семьи про­должали появляться, Мальтус дополнил свой трактат поправками, достойными его священнического служения.

Большое количество переизданий свидетельствует о публичном успехе теории Мальтуса. Действительно, она произвела большой шум. У нее появилось множество горячих сторонников и страстных противников.

Среди тех, кому теория Мальтуса пришлась по душе, большую группу, видимо, составляли члены высших слоев общества. Никто то­гда не поддержал идею отменить "законы о бедных" (т.е. меры со­циальной защиты для неимущих). Но теория Мальтуса успокаивала совесть богатых и сильных, перекладывая (в их глазах) ответствен­ность за положение бедных классов на объективные законы приро­ды и на самих бедняков: вы, мол, можете пенять только на самих себя.

Мальтус не был человеконенавистником или ханжой, как люби­ли говорить его идейные противники. Как раз наоборот: его глубо­ко тревожили мысли о беспросветной нужде многих людей, о высо­кой детской смертности в семьях бедняков. Мы видим, что помощь бедным он считал бесполезной, не могущей устранить причины бед­ности, и даже вредной, так как она отучает людей от чувства ответ­ственности. Причины же бедности он видел в бездумном деторож­дении, несоизмеряемом с материальными возможностями семьи.

Нетрудно понять поэтому, кто был его главными противниками: все, кто верил, что причина бедности — дурное устройство общества. Это были и сторонники мирных социальных реформ, и (конечно!) революционеры.

Впоследствии был выявлен целый ряд ошибок Мальтуса в его ис­ходных положениях. Главное значение он придавал соотношению браков и рождений, гораздо меньше принимая во внимание сниже­ние смертности. Это значит, во-первых, что он недооценивал дет­скую смертность как естественный ограничитель роста населения. Во-вторых, снижение смертности в группе старших возрастов ведет к увеличению численности населения даже при постоянном (не рас­тущем прогрессивно) темпе деторождения. Кроме того, с повыше­нием уровня жизни народа в известных пределах рождаемость име­ет тенденцию самопроизвольного снижения (это заметил еще Адам Смит). Как ни объясняй данное явление, оно замечается повсемест­но. Обнаружены были и другие слабости в его теории.

Тем временем в экономической науке все больший вес приобре­тал социалистический уклон. Теория Мальтуса постепенно уходила в тень, а проблематика ее оказалась и вовсе заброшенной.

Однако все это не значит, что Мальтус неправ целиком и полно­стью. При всех его неточностях проблема, которую он выдвинул, не была мнимой. Напротив, она оказалась реальной, в особенности для нынешней эпохи, и, может быть, еще белее насущной она станет в третьем тысячелетии н.э.

Реферат опубликован: 10/06/2007