Природно-ресурсный потенциал и отраслевая специализация Тюменской области

Страница: 1/7

План:

Введение.

1.Глава 1. Административно-территориальное деление, географическое положение области. Население.

2.Глава 2. Природно-ресурсный потенциал, отраслевая специализация Тюменской области.

3.Глава 3. Экономическая оценка деятельности отраслей сферы материального производства и развития непроизводственной сферы.

4.Глава 4. Проблемы и перспективы развития Тюменской области.

Заключение.

Сибирь.…Этот суровый край, край будущего, всегда привлекал людей смелых и мужественных. Они шли в его необозримые просторы, веря, что есть здесь несметные богатства, укрытые горами и болотными топями, панцирем вечной мерзлоты. Были у первопроходцев Сибири и мужество, и несгибаемая воля, и одержимость, и терпение при ведении поисков, но вот технических средств они не имели. Нужна была научно- техническая революция, которая вооружила бы пионеров освоения Сибири техникой, способной достать клады, скрытые в суровых, неподатливых недрах.

Глава 1. Административно-территориальное деление, географическое положение области

Население.

В течение многих столетий коренное население Восточного макро региона занималось оленеводством на Севере, охотой и рыболовством в тайге, разведением овец и коневодством в степных районах юга.

После присоединения к России начинается создание сети городов, ставших опорной базой расселения и закрепления территорий. Начался этот процесс с создания крепостей – острогов: Тюменского (1586)., Томского(1604)., Тобольского(1687), Енисейского(1618), Якутского(1632), Охотского (1648).

Тюмень – первый русский город в Сибири, основанный как острог в 1586 году воеводами И.Мясиным и В.Б. Суниным в устье реки Тюменки (приток Туры), на месте возникшего в 14 веке татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. Первыми поселенцами были 300 казаков и стрельцов; В 1624 году в Тюменском посаде насчитывалось 318 дворов и около 2 тыс.жителей. С 17 века – важный транзитный пункт на торговом пути из Сибири в Китай, значительный ремесленный центр. С 1709 года – в составе Сибирской губернии, с 1782 года – уездный город Тобольского наместничества. К началу 19 века Тюмень – значительный центр обрабатывающей промышленности Западной Сибири (ведущая отрасль – кожевенная); экономическое значение Тюмени ещё более возросло в связи с открытием в Сибири речного пароходства и с постройкой в 1885 году железной дороги Екатеринбург – Тюмень. Во второй половине 19 века в городе получили широкое развитие судостроение, лесная и рыбная промышленность, коврово-ткацкое производство; через Тюмень шли грузы зерна, муки, кож. В 1898 году действовало 119 фабрик и заводов; наиболее значительными были 3 судостроительных и механические заводы, суконная фабрика, 2 паровые мельницы, завод по отливке колоколов; работали 70 небольших кожевенных заводов. Тюмень была крупным торгово-финансовым центром Западной Сибири; здесь были открыты Сибирский торговый банк, отделения Госбанка и Русского для внешней торговли банка, Городской общественный банк, агентства Нижегородско-Самарского и Ярославско-Костромского банков и другие. Тюменское купечество вело обширную торговлю по всей России и за рубежом.

Таким образом, за Русским государством закрепились обширные пространства тайги от Урала до берегов Тихого океана.

После отмены крепостного права и особенно проведения Транссибирской железной дороги в лесостепные и степные районы Сибири двинулись миллионы крестьян из центральных губерний.

Западная Сибирь стала крупным зерновым и животноводческим районом. Восточная Сибирь оставалась районом слабо освоенным, где существовали лишь крупные золото прииски и небольшие горнозаводские центры.

В восточном макро регионе традиционно выделялось три экономических района: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Они различаются масштабами и степенью заселенности.

На территории Западной Сибири выделяются также два района, отличающихся по характеру заселения, плотности, тенденциям и проблемам населения: на юге полоса основной зоны заселения, и зона Севера, которая ранее активно заселялась, а в настоящее время начался отток жителей.

Зона Севера занимает ½ Западной Сибири. Ее подразделяют условно на две части: Ближний Север, территория которого менее сурова, а его районы связаны транспортом круглогодичного действия с более южными, хорошо освоенными территориями; Дальний Север – с наиболее суровой природой и отсутствием постоянно действующих транспортных путей.

Реферат опубликован: 24/03/2006