Ответы на госэкзамены по географии

Страница: 4/12

Каждый большой город имел свой зиккурат, выложенный сплошной кладкой из кирпича. Зиккурат возвышался обычно возле храма главного местного божества. Город считался собственностью этого божества, приз- ванного защищать его интересы в сонме прочих богов. Лучше других сох- ранился зиккурат (высотой 21 метр) в городе Уре, сооруженный в XXII - XXI вв. до н.э

Как "небожителю" по самой своей природе, божеству полагалось про- живать на большей высоте, чем смертному.

В верхней башне зиккурата, наружные стены которой иногда покрыва- лись голубым глазурованным кирпичем, находилось святилище. Туда не до- пускался народ, и там не было ничего, кроме ложа и иногда золоченого стола. Святилище и было "жилищем" бога, который почивал в нем по но- чам, обслуживаемый целомудренной женщиной. Но это же святилище исполь- зовалось жрецами для более конкретных нужд: они поднимались туда каж- дую ночь для астрономических наблюдений, часто связанных с календарны- ми сроками сельскохозяйственных работ.

Вавилонский жрец не обещал благ и радостей в царстве мертвых, но в случае послушания обещал их при жизни . Принцип незыблемости не оп- ределял верований жителей Двуречья, где главенство переходило то к од- ному городу, то к другому.

- 7 - Религия и история Вавилона более динамичны, чем религия и история Египта. Более динамично и вавилонское искусство.

Арка . Свод . Некоторые исследователи приписывают вавилонским зодчим изобретение этих архитектурных форм, легших в основу всего строительного искусства древнего Рима и средневековой Европы. В самом деле, покрытие из клиновидных кирпичей, приложенных один к другому по кривой линии и удерживаемых таким образом в равновесии, широко приме- нялось в Вавилонии, как видно по остаткам дворцов, каналов и мостов, обнаруженных в Месопотамии. Сооружение сводчатого стока воды в Ниппу- ре, центре древнейшего шумерского племенного союза, следует отнести к III тысячелетию до н.э А сводчатые потолки в царских гробницах Ура, древнейшем месте культа шумерского бога Луны, еще на четыре-пять веков старше.

По-видимому, не в долине Нила, а в долине Тигра и Евфрата следует искать прообразы европейской архитектуры нашей эры. Ибо не упрямая го- ризонталь, а ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма.

Ко второй половине IV тысячелетия относится найденная в Уруке, одном из древнейших центров шумерской культуры, мраморная женская го- лова, вероятно голова богини. Благородство, ясность и внутренняя гар- моничность образа предвосхищают на несколько тысячелетий великое ис- кусство Эллады. А огромные, ныне пустые глазницы (некогда инкрустиро- ванные цветными камнями) придают всему лику подлинно незабываемую вы- разительность.

Вероятно, в эти же далекие времена шумеры ввели в обращение ка- менные цилиндрические печати - амулеты с вырезанными человеческими и звериными фигурами. Среди них - самые ранние образцы так называемой геральдической композиции с точно выделанной средней осью и симметрич- но расположенными по бокам фигурами: эта стройная и внутренне уравно- вешенная композиция станет впоследствии типичной для всего искусства Передней Азии.

Наследие доисторических времен, магический образ Зверя, главенс- твует во многих произведениях вавилонского изобразительного искусства.

Чаще всего это лев или бык. Ведь и в молитвенных гимнах Двуречья ярость богов сравнивали со львиной, а мощь их - с бешеной силой дикого быка. В поисках сверкающего, красочного эффекта вавилонский ваятель любил изображать могучего зверя с глазами и высунутым языком из ярких цветных камней.

- 8 - .Медный рельеф, некогда возвышавшийся над входом шумерского храма в аль-Обейде (2600 лет до н.э.). Орел с львиной головой, сумрачный и непоколебимый, как сама судьба, с широко распластанными крыльями, ког- тями удерживает двух симметрично стоящих оленей с декоративно-затейли- во разветвленными рогами. Покоен орел, победно восседающий над оленя- ми, покойны и схваченные им олени. Предельно ясная и предельно внуши- тельная своей стройностью и внутренней силой, типично геральдическая композиция.

Реферат опубликован: 1/01/2009