Особенности размещения предприятий сервиса

Страница: 21/23

Как известно, миграция населения представляет собой очень сложное явление, отдельные составные части кото­рого по-разному взаимодействуют со сферой обслужива­ния.

В настоящее время принято различать стационарную, сезонную и маятниковую, или челночную, миграции. Ста­ционарная миграция связана со сменой постоянного места жительства; при сезонной миграции место жительства меняется лишь на какой-то период года, тогда как при маятниковой миграции (проезд на работу и обратно) сме­ны места жительства не происходит.

В свою очередь по признаку дальности миграции и характеру пересекаемых административных границ внут­ригосударственные миграции могут быть межселенными, внутриобластными, межобластными, межреспубликан­скими.

Для понимания механизма взаимодействия сферы об­служивания и миграции населения важное значение имеет учет форм миграции - плановой (организованной) и са­модеятельной (неорганизованной), а также фаз миграции (формирование потока мигрантов, переезд мигрантов и закрепление мигрантов в районах вселения).

Рассмотрим воздействие сферы обслуживания на от­дельные виды, формы и фазы миграций, не упуская из виду тесных внутренних взаимосвязей между ними.

Из всех видов и форм миграций только для неоргани­зованной сезонной миграции работников, временно выез­жающих из южных районов в более северные районы на заработки, сфера обслуживания не имеет сколько-нибудь существенного значения. В то же время для успешного обеспечения такой формы сезонной миграции, как отправ­ка студенческих строительных отрядов, крайне важно соз­дать нормальный уровень обслуживания. Особенно велика роль сервиса для обеспечения такой общественно необхо­димой формы сезонной миграции, как поездки отпускни­ков в районы и пункты массового санаторно-курортного и туристского отдыха.

Таким образом, успешное регулирование сезонной миг­рации во многом связано с развитием сферы обслужива­ния, особенно если миграция связана с удовлетворением потребностей людей в отдыхе и лечении. При этом важ­ную роль играет именно территориальный, географический аспект регулирующей роли сферы обслуживания. Если в районах рекреационного обслуживания сфера услуг в по­тенциально возможных пунктах концентрации населения развита примерно одинаково, то и отдыхающие между этими пунктами распределяются примерно пропорцио­нально «емкости» пунктов. Если же среда обслуживания развита неравномерно, то происходит наплыв отдыхающих в те пункты, где существенно выше уровень торгового и бытового обслуживания со всеми отрицательными послед­ствиями, возникающими в переполненных отдыхающими курортных поселках, дачных местностях и т. д.

Важное значение имеет организация сферы обслужи­вания для более равномерного распределения отдыхаю­щих между сложившимися зонами массового отдыха и вновь формирующимися. При этом речь должна идти о создании не только самих учреждений отдыха - санато­риев, пансионатов, турбаз и т. п., но и целого комплекса культурно-бытового и транспортного обслуживания. Под­робнее это будет рассмотрено в последней главе.

Весьма своеобразное взаимодействие наблюдается меж­ду сферой обслуживания и маятниковой миграцией. В основе маятниковой миграции из пригородной зоны в города до последнего времени лежали трудовые поездки на работу, а удовлетворение потребностей в культурно-бытовых услугах имело подчиненный характер. В этих условиях для нормального функционирования городского хозяйственного комплекса, в том числе и самой сферы обслуживания, в значительной мере использующей маят­никовых мигрантов, требовалось в первую очередь разви­тие пригородного транспорта.

На современном этапе все большее значение приобре­тают культурно-бытовые поездки населения в города, что ставит новые проблемы перед развитием в них сферы обслуживания. Наряду с пригородным транспортом обще­го пользования все большее распространение получает индивидуальный транспорт, расширяющий подвижность приезжающих в город. До сих пор эффективность маятни­ковой миграции по культурно-бытовым связям оценива­лась с точки зрения затрат на организацию сферы обслу­живания в крупных и мелких ее учреждениях. Но теперь ситуация меняется.

Реферат опубликован: 7/06/2007