Основные направления научных исследований в России и за рубежом

Страница: 4/15

Швеция и Швейцария — мировые лидеры по относительным показателям развития науки. Если рассматривать соотношение их "входных" и "выход­ных" показателей, то наука этих стран более эффек­тивна, чем в США и Японии. Например, по коли­честву Нобелевских лауреатов (в расчете на 1 млн. человек) они 2—4 раза превышают США и более чем в 100 раз Японию. Однако в целом вклад этих государств в развитие мировой науки намного скромнее, чём их соседей по подгруппе и отдельных других стран Европы.

Подгруппа В. Страны с высокими ресурсными затратами, но более низкой эффективностью иссле­дований характеризуются многократным превыше­нием "расходов" над "доходами". К ним относятся ФРГ, Франция, Израиль. Наука этих государств более "фундаментальна", чем многих других высо­коразвитых стран. Затраты на теоретические иссле­дования в ФРГ и Франции превышают 20% всех расходов на НИОКР. Многочисленные научные центры и лаборатории проводят дорогостоящие экс­перименты, результаты которых, возможно, смогут оценить только в следующем тысячелетии. В резуль­тате — более низкая отдача научных исследований в целом, отставание в развитии технологий и др.

Подгруппа С. Страны с высокой эффективнос­тью исследований, но с относительно невысокими ре­сурсными показателями. К этому типу относятся преимущественно небольшие развитые страны Евро­пы (Нидерланды, Дания, Финляндия, Бельгия, Ир­ландия, Норвегия), а также Великобритания, Ав­стралия, Новая Зеландия, Республика Корея и Син­гапур. Для них характерно преобладание частного капитала в структуре финансирования и выполне­ния исследований и разработок (в Республике Корея его доля самая большая в мире — 82%), концентрация научного поиска в конечных областях НИОКР, специализация на отдельных областях зна­ний. Как следствие, относительно высокий уровень эффективности исследований.

1.2 Страны со средним уровнем разили науки (II группа)

В данную группу входит подавляющее боль­шинство стран мира, по которым выполнен анализ (с показателями от 0,5100 до 0,11ОО). Это развитые страны как Западной (Италия, Испания, Португа­лия, Греция), так и Восточной Европы, большинст­во государств СНГ, отдельные страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Южной и Цент­ральной Америки. Большинство из них имеют отно­сительно молодую систему организации научных ис­следований, находящихся в стадии формирования национальных научных школ. Недостаток финансо­вых средств ограничивает возможности научного поиска, сдерживает развитие науки. Финансирова­ние со стороны государства полностью превалирует над частным. Его высокая доля объясняется более поздней стадией развития НИОКР в этих странах, а также общей структурой экономики — низкой долей наукоемких производств. Основные органы выполнения НИОКР — государственные научные центры и лаборатории, университеты.

Подгруппа А. Страны с приблизительно одинаковыми показателями затрат и эффективности

К этому типу относятся 11 стран; Чехия, Греция, Ис­пания, Словения, ЮАР, Румыния Болгария, Бела­русь, Мексика, Аргентина, Чили, Турция. Состоя­ние науки отличается относительно высокой специ­ализацией, сильной территориальной концентра­цией в столицах и крупнейших городах. В структуре НИОКР большинства этих стран преобладают ис­следования в областях так называемой "классичес­кой науки" (природно-ориентированные исследова­ния, не требующие больших финансовых затрат). К ним относятся ботаника, зоология, фармакология, геонауки и т.д. В данной сфере здесь можно ожи­дать дальнейшего прогресса.

Подгруппа В. Страны со средними затратами, но относительно низкой эффективностью науки. К дан­ному типу государств относятся Россия, Польша, Хорватия. В настоящий момент они переживают не лучшее время для развития науки — низкое финан­сирование, сокращение научно-технического потен­циала.

Подгруппа С. Государства со средними и низкими затратами на исследования и относительно высокой эффективностью НИОКР. К этому типу относят 4 страны. В них также выделяются два подтипа. К странам со средними затратами и высокой эффек­тивностью относят Венгрию и Словакию. По степе­ни развития науки они наиболее близко стоят к высокоразвитым. Ко второму подтипу стран, т.е. к странам с низкими затратами и относительно высо­кой эффективность, относят Таиланд, Филиппины. Особенность здесь заключается в крайне низких показателях ресурсного обеспечения науки, способ­ного поддержать только научные исследования опи­сательного типа. Как правило, они не требуют боль­ших финансовых затрат, а эффективность, выражен­ная в публикациях, может быть весьма высокой. Поэтому соотношения в системе "затраты/продук­ция" в этих странах резко склоняются в пользу последних, что и оказало непосредственное влияние на место данных стран в мировой научной системе [2].

1.3 Страны с низким уровнем развития науки (III группа)

Реферат опубликован: 1/03/2010