Нефтедобывающие страны арабского востока

Страница: 9/10

— По оценке кувейтян, неблагоприятная ценовая конъюнктура на углеводороды вызывала возрастающую тревогу в США по ряду причин: 1) опасения дестабилизации режимов в государствах Персидского залива, экономика которых в решающей степени зависит от поступлений от экспорта нефти; 2) желание Вашингтона укрепить позиции умеренного иранского режима Хатами, который нуждается в дополнительных финансах для выполнения экономпрограмм; 3) одним из ключевых направлений политики США в отношении республик бывшего СССР остается ослабление их экономзависимости от России. Как ожидается, повышение цен на нефть сделает экономически выгодным реализацию нефтяных проектов в каспийском бассейне и приведет к большей самостоятельности прикаспийских республик; 4) в случае сохранения низких цен на нефть отрасль будет ощущать нехватку инвестиционных средств для освоения новых месторождений, что может привести к новому кризису на нефтяном рынке; 5) заинтересованность в финансовом благополучии стран, являющихся покупателями американского оружия и военной техники, в частности КСА, Кувейта, ОАЭ и др.

— Сохранение Багдадом добычи нефти на уровне около 2,5 млн.б/д не окажет дестабилизирующего влияния на рынок.

— Высокая степень готовности стран-членов ОПЕК соблюдать достигнутые договоренности. По прогнозам кувейтян, средний показатель сокращения объемов поступления нефти на рынок составит не менее 60%, что вполне хватит для баланса спроса-предложения на сырье.

— Снижение производства нефти в странах-“независимых” экспортерах. По данным американского центра “Пруденшл Секьюрити”, в условиях низких цен на нефть (менее 17 долл/б) поступление сырья на рынок из этих стран будет ежегодно сокращаться на 5,8%. В частности, в 1999 г. ожидается уменьшение поставок нечленами ОПЕК на 0,5 млн.б/д.

Неблагоприятная конъюнктура мирового рынка экспертами КРС_в основном связывается с тремя факторами: решением сессии ОПЕК в нояб. 1997 г. о повышении квоты членов организации на 10%; финансовым кризисом стран Азии, в результате которого страны региона снизили потребление нефти на 0,5 млн.б/д; чрезвычайно мягкой зимой 1997-98 гг.

Политика ОПЕК на сохранение высоких цен на нефть в прежние годы привела к структурным изменениям в балансе спроса/предложения на углеводороды. Это выражается в двух основных моментах. Во-первых, резко возросло производство сырья в новых нетрадиционных регионах. Так, страны Северного моря, Мексика и государства Бл. Востока, не являющиеся членами ОПЕК, увеличили добычу нефти в 1977-96 гг. с 10 млн.б/д до 26 млн.б/д, давая среднегодовой прирост в 1 млн. б/д. Во-вторых, применение энергосберегающих технологий позволило развитым странам добиться экономического роста без заметного увеличения потребностей в нефтепродуктах (с 1979 г. по 1996г. прирост ВНП составил около 40%, а потребление нефти возросло с 41,12 млн.б/д до 41,78 млн.б/д).

Национализация нефтяных секторов в крупнейших производителях в рамках ОПЕК: Ираке, Венесуэле, КСА и Кувейте привела к оттоку инвестиций из этих стран, которые расходовались на развитие новых источников сырья в других регионах мира. Так, по оценкам экспертов Middle East Economic Survey, в 1980-95 гг. в нетрадиционных регионах для повышения объемов добычи нефти было затрачено 350 млрд.долл.

Применение современных технологий обнаружения, разработки и эксплуатации нефтяных месторождений существенно сократило финансовые затраты на эти нужды (примерно на 40%). Это обстоятельство также повлияло на увеличение числа нефтеэкспортеров и привело к снижению цены на сырье.

Планируемый прирост объемов добычи нефти к 2005 г. составит 12 млн.б/д, из которых на долю ОПЕК придется 9 млн.б/д, а другие страны добавят около 3 млн.б/д. После же 2005 г. прогнозируется спад производства углеводородов в государствах-“независимых” экспортерах.

Важным фактором, играющим заметную роль в определении баланса спроса/предложения на нефть является ситуация вокруг Ирака. В случае снятия санкций, Ирак способен в течение двух лет достичь довоенного уровня в 3,5 млн.б/д. Крупнейшие новые месторождения, открытые в 70-е гг., эксплуатация которых пока не велась из-за ирако-иранской войны, конфликта в Персидском заливе и санкций ООН, позволят Багдаду увеличить объемы добычи до 5-6 млн.б/д через 6-7 лет после их снятия. Уже подписанные соглашения с Россией и Китаем, ведущиеся переговоры с Total Elf ERAP, ENF и другими крупными компаниями делают реальными эти возможности. Напротив, если ситуация останется без изменений и сохранится формула “нефть в обмен на продовольствие”, производство не превысит 2,5-3 млн.б/д.

Реферат опубликован: 18/01/2008