Народы Северного Кавказа

Страница: 3/14

Дагестан

АВАРЦЫ, м а арулал (само назв.), народ в России, коренное нас. Дагестана. Числ. в России 544,0 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 496,1 тыс. чел. Живут также в Чечне, Калмыкии, кроме того, в Азербайджане (Белоканский и Закатальский р-ны - 44,1 тыс. чел.), в Грузии (4,2 тыс. чел.), в Казахстане (2,8 тыс. чел.). Общая числ. 601,0 тыс. чел. Говорят на аварском яз. нахско-даг. группы северо-кавказ. семьи. Диалекты делятся на 2 группы: сев. наречие - зап. (салатавский), вост. и центр, (хунзахский) диалекты; юж. наречие - андалальский, анцухский, гидатлинский, карахский, батлухский, закатальский (джарский). Распространён рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. Осн. масса А. живёт во внутреннегор-ной и альпийской зонах, в 1940-60-е гг. часть переселилась на равнину. С А. связывают известные со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. племена легов, гелов, каспиев, утиев и др., сближают упоминаемых Птолемеем (2 в.) савиров. С 5 в. терр., заселённая А., известна как царство Серир. Позднее А. входили в состав Аварского и Мехту-линского (обр. в 18 в.) ханств и много-числ. (ок. 40) "вольных обществ" (союзов сел. общин). Общая правовая система и политич. консолидация А. способствовали выработке у них т.н. гъоболмац! ("язык гостя" или болмац!, "язык войска"), положенного в основу лит. яз. В 15 в. утвердился ислам. С 16 в. существовала письменность на араб. графич. основе. После присоединения Дагестана к России (1813) А. приняли участие в освободит. борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. Во 2-й пол. 19 в. к А. стали проникать товарно-ден. отношения. Нац. консолидация А. ускорилась с образованием Дагестанской АССР (1921, с 1991 -Респ. Дагестан). Традиц. занятия - скот-во и пашенное земледелие (ячмень, пшеница, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукуруза, картофель, лён, конопля). В горных р-нах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству (гл. обр. отгонное овцеводство). Традиц. породы овец грубошерстные, в сов. время появились тонкорунные. Занимались садоводством и виноградарством. Практиковали террасирование горных склонов, беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур, трёхъярусное использование участков. Существовала оросит. система. Орудия труда: дер. плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуша, вилы, грабли, дер. лопата. Дом. промыслы и ремёсла: ткачество (сукноделие), про-из-во войлока, ковров, медной посуды, дерев. утвари, обработка кож, ювелирное, кузнечное, оружейное, резьба по камню и дереву, чеканка по металлу (серебро, медь, мельхиор). Было развито отходничество в др. р-ны Кавказа. Поселения А. в высокогорье небольшие (30-50 домов), чаще близ речек, в горных р-нах - довольно крупные (300-500 домов) на склонах, по краю обрывов и средних размеров на вершинах хребтов, скальных уступах; ориентированы на юг. Планировка скученная, дома образуют сплошную стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих тоннели. Мн. селения имели боевые башни. В сов. период возникли поселения совр. типа на равнине. Традиц. жилища каменные с плоской земляной крышей одно-, двух-, трёхэтажные, 4-5-этажные башне-образные с отд. входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Часто крыша одного дома служила двором для другого. Характерен опорный центр, столб, украшенный резьбой. Совр. жилище одно этажное и двухэтажное многокамерное, крытое железом или шифером, с застеклённой террасой. Традиц. костюм общедаг. типа. У мужчин: туникообразная рубаха, штаны, беш-мет, черкеска, папаха, башлык, овчинные шубы, бурка, кожаный ремень. Обувь кожаная, войлочная, вязаная. У женщин: штаны, платье-рубаха, длинное распашное платье с двойными рукавами, голов. убор чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), цветные покрывала, фабричные платки, овчинные шубы, кожаная, войлочная и вязаная обувь, шерст. носки. Костюм отделывался вышивкой, серебром, дополнялся серебряными украшениями. Традиц. пища - мучные, мясные с приправой из чеснока и молочные блюда. Традиц. социальная организация - сел. община, включавшая патриархальные кровнородств. объединения - тухумы. Семья гл. обр. малая, двухпоколенная. Придерживались андогамии (родств., внутритухумная, сел.). Сем. отношения определяли нормы шариата. Осн. форма брака - сговор (по сватовству). Сильны были традиции внутритухумной солидарности. Существовали муж. союзы. Обществ, жизнь регулировали обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения - уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета. Развит фольклор (эпич. и лирич. сказания, песни, сказки, пословицы, поговорки). Разнообразны танцы: быстрые, медленные, муж., жен., парные. Муз. инструменты: чагчана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Сохранились пережитки домусульм. верований (почитание природных явлений, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца и др.). Вые. уровня достигли проф. литература, искусство, наука.

Реферат опубликован: 6/01/2008