ЛАОС

Страница: 5/11

Народы, говорящие на австроазиат­ских языках, образуют примерно 25% населения Лаоса. Они делятся на две группы: мон-кхмеров (более 20%) и мео-ман (около 5%). К первой группе отно­сятся кхмеры и различные горные мон-кхмерские народы. В колониальный пе­риод последних называли «кха», т. е. рабы. В зарубежной литературе и сейчас можно встретить это название, но сами лаосцы это оскорбительное наименова­ние теперь не употребляют. Наиболее крупный из горных мон-кхмерских наро­дов — кхму; ему уступают по численно­сти суй,со, ламет и др.

В этнокультурном отношении населе­ние страны делится на три основные груп­пы: лаолум (население долин), лаотенг (население горных склонов) и лаосунг (население горных вершин).

Среди инонациональных групп населе­ния самые многочисленные китайская и вьетнамская. Каждая из них в начале 70-х годов насчитывала примерно по 30 тыс. человек. В стране проживает также около 2 тыс. индийцев. Эти три группы живут главным образом в горо­дах, сохраняя традиционные формы быта и культуры и занимаясь преимущественно торговлей, ремеслами и предпринима­тельством.

После достижения независимости госу­дарственным языком страны был объяв­лен лаосский. Он имеет свое слоговое письмо, близкое к письму монов Бирмы.

Наиболее распространенной религией в Лаосе является буддизм тхеравады, кото­рый исповедуют лао и тай. Среди горцев широко распространены различные родо-племенные верования. Пережитки тради­ционных верований можно встретить и у местных буддистов: они почитают духов «фи», олицетворяющих мертвую и жи­вую природу.

Лаос относится к числу стран, которых коснулся «демографический взрыв»: на­селение растет быстрыми темпами, при­рост составляет 2,2% в год. В 60-е годы мужчин и женщин насчитывалось при­мерно поровну.

Из экономически активного населения (1,5 млн. человек) свыше % занято в сельском хозяйстве и около 5 % в промыш­ленности и ремеслах.

На размещение населения по террито­рии Лаоса огромное влияние оказали при­родные условия — горный рельеф, гу­стая речная сеть, различия в климате. Большинство населенных пунктов и основная часть населения сосредоточены по берегам рек: если средняя плотность населения страны 115 человек на 1 кв. км, то в долинах, где проживает почти % всех лаосских жителей, она в 5 раз выше. А в некоторых горных районах на 1 кв. км приходится менее 1 человека.

В Лаосе в последние два десятилетия усилился процесс урбанизации, городское население выросло в 5—7 раз и к началу 70-х годов составляло 15% всего населе­ния. Одним из важных факторов роста городского населения в 60-х годах явля­лась длительная нестабильность положе­ния в стране, которая заставляла кре­стьянские семьи искать в городах укрытия во время активизации военных действий. Восстановление мирной жизни позволило тысячам беженцев вернуться в родные места. Основная часть лаосского город­ского населения — это лао, а также тай.

Наиболее значительные города стра­ны — Вьентьян, Саваннакхет, Луангпха-банг. Остальные города небольшие и насчитывают 10—12 тыс. жителей.

Крупнейший город Лаоса — ее столица Вьентьян («город Луны»), в котором живет около 200 тыс. человек. Это один из древнейших городов страны, сохра­нивший, хотя иногда и в разрушенном виде, многочисленные пагоды. Город, центр которого застроен каменными зда­ниями, тянется на несколько километров вдоль берега Меконга. Вьентьян — культурный и торговый центр страны. Здесь находятся основные учебные заве­дения, археологический музей, государ­ственная библиотека. В 60-х годах в сто­лице построено новое здание Народного собрания, городской лицей, новые кино­театры. Вьентьян наиболее развит и в промышленном отношении.

В противоположность ему Луангпха-банг, бывший прежде королевской рези­денцией, сохранил черты старого города, застроенного многочисленными торго­выми лавочками и свайными глинобит­ными домами. Над городом возвышается 31 пагода. Как и много лет назад, Луанг-пхабанг просыпается под ритмичную дробь барабанов пагоды Фу-Си, воздвиг­нутой в центре города в XVIII в. Здесь же находится здание бывшего королев­ского дворца (сейчас превращенного в государственный музей), а в пригороде сохранились священные гроты со стату­ями Будды.

Реферат опубликован: 9/01/2008