Агрессивное поведение

Страница: 6/9

Фромм вводит такие понятия как "биофилия" и "некрофилия", понимая под первым стремление ко всему живому, растущему, а под вторым ко всему мертвому и механическому. некрофилия характерологическом смысле определятеся Фроммом как страстное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлагающемуся; страстное желание превратить все живое в неживое, страсть к разрушению ради разрушения, интерес ко всему чисто механическому(небиологическому) а, кроме того, страсть к насильственному разрыву естественных биологических связей. Влечение к мертвому наиболее часто прослеживается в снах некрофилов. Некрофильский характер может проявиться также в убежденности в том, что существует единственный путь разрешения проблем­насилие. Для некрофила характерно убеждение, что насилие это- "способность превратить человека в труп". Такие люди реагируют на проблемы жизни в основном деструктивно и никогда не пытаются помочь другим людям найти конструктивный способ решения их проблем. Менее явное представительство некрофилия находит в особом интересе к болезни во всех ее формах(ипохондрия), а также к теме смерти(там же).

Трудноуловимой чертой некрофильского характера является безжизненность(отсутствие или снижение способностей к эмпатии, а также тонких эмоциональных дифференцировок). Умный, образованный некрофил может говорить о вещах, которые сами по себе могли бы быть и интересны,но преподносит он их чопорно, холодно, безучастно, педантично, безжизненно и формально. Противоположный тип характера- биофил, напротив, может говорить о переживаниях, которые сами по себе не очень интересны, но подает он их столь заинтересованно и живо, что заражает других своим хорошим настроением. В качестве яркого примера некрофильского характера Фромм приводит Гитлера, анализируя становление его личности на протяжении всей его жизни(1).

Для целей выживания, человек должен получать удовлетворение своих физических

потребностей и его инстинкты заставляют его действовать в том направлении, которое требуется

для выживания. Однако удовлетворение одних лишь физиологических потребностей не делает

человека счастливым и не гарантирует его благополучного состояния.

Согласно Фрейдовскому взгляду на садизм, даже те садистические желания, которые внешне не связаны с сексуальностью, все равно имеют сексуальную мотивацию.

Жажда власти, жадность или нарцисизм-все эти страсти определенным образом проявляются в сексуальном поведении. Нет такой сферы деятельности, в которой характер человека проявлялся бы точнее , чем в половом акте: именно потому, что здесь менее всего можно говорить о "заученном поведении", о стереотипе или подражании.

А.Гелен отмечал, что духовные институты радикально канализируют притязания субъекта,

его представления и рефлексии. Он также критикует эпоху, которая обрекает человека на утрату

контактов с миром, делая его пленником фантазии. Он рассматривает фантазии как недостаток­иллюзию, обман, дереализацию. Но в то же время Геленовская теория фантазии многослойна-он считает человека "фантазирующим существом". Одиночество и самоуглубление.

Существенный признак отличающий человека от животных самоуглубление. Животное знакомится с внешним миром, но не может стать само для себя объектом познания(9).

Как и животное человек окружен вещами и другими существами, но не растворяется в них, подобно животному, но может отгородится от них, углубившись в себя(там же).

Бытие в реальности с малой долей рефлексии возможно лишь при достаточно высоком базальном-аффективном фоне, который сопровождается достаточно сильной интенсивностью восприятия и способностью к концентрации внимания. В противном случае он погрузится в себя с последующей рефлексией и последующее будет подчинятся законам внутреннего мира-идеаторной сфере(фантазиях и рефлексии), той самой, которая "порождает чудовищ". Такой уровень бытия, В геленовском смысле подобен сну, дереализации(там же).

Как считает Г.Маркузе на всем протяжении существования общества культурному подавлению подвергались не только его общественное, но и биологическое состояние, не только отдельные стороны бытия человека, но сама структура его инстинктов. Однако именно в этом принуждении и заключалась основная предпосылка прогресса. Так как неуправляемый(неподавляемый) сексуальный инстинкт и его двойник агрессивный инстинкт губительны. Разрушительная сила обоих инстинктов проистекает из императивного стремления к получению максимального удовольствия-удовлетворении как самоцели. Вспоминается пример с мышью которой в мозговую зону удовольствия были введены электроды и которая стимулировала себя до той поры пока не погибла от истощения. Отсюда возникла необходимость отклонить инстинкты от их цели путем наложения на них запретов-гарантом этих запретов служит обычно власть оправляя это с помощью различных законов и моральных и социальных норм, а также религиозных догматов. С репрессии, регламентации, модификации инстинктов начинается цивилизация. Сублимированная таким образом энергия идет как на творческий, так и на рутинный труд целью которого является поддерживание цивилизации. Узда на инстинктах поддерживается силовыми структурами власти, а также положительными и отрицательными санкциями. Человекообразное животное только тогда становится человеком, когда происходит радикальная трансформация его природы, оказывающей воздействие не только на цели инстинктов, но также на их "ценности", т.е. принципы, управляющие достижением целей. Эту перемену Фрейд описал как трансформацию принципа удовольствия в принцип реальности. Бессознательное в человеке стремится только к достижению удовольствия; психическая деятельность любого действия, которое могло бы вызвать неприятные(болезненные) переживания"(8).

Реферат опубликован: 3/11/2008