Физическая культура и спорт в режиме труда и отдыха

Страница: 9/10

Режим дня

В каждом конкретном случае для построе­ния оптимального варианта суточного и недельного режима труда и отдыха необходимо тщательно изучить и' выявить изменения работоспособности по психофизиоло­гическим и производственным показателям не только на' протяжении рабочего дня и суток, но и недели. При этом важно учесть весь комплекс факторов, влияющих на ра­ботоспособность человека. Помимо производственных факторов (характера и условий труда) большую значимость здесь приобретает действие группы факторов социального характера. Совсем немаловажно, какие условия отдыха и совершенствования личности будут созданы вне производства работающему человеку и как они им будут использоваться.

Для достижения и сохранения высокого уровня работоспособности важно построить рациональный суточный режим труда и отдыха с учетом установившегося ритма физиологических функций человеческого организма:

Для работающих в утреннюю смену:

– подъем, проветривание комнаты;

6.10 – 6.45 – утренняя гимнасти­ка и туалет (обтирание, душ);

6.45 – 7.00 – завтрак;

7.00 – 8.00 – дорога на работу;

8.00 – 17.00 – работа на произ­водстве (между 12 и 14 часами – обед и прогулка);

17.00 – 18.00 – возвращение с работы;

18.00 – 18.30 – гигиенические процедуры;

18.30 – 20 00 – учеба, домашняя работа, занятия спортом, самообслуживание чтение, общественные дела, развлечения;

20.00—22.00 - ужин, прогулка, самообслуживание, учеба;

22.00 – 6.00—сон.

Для работающих в вечернюю смену;

9.00 – подъем, проветривание комнаты;

9.10 – 9.45 – утренняя гимнасти­ка и туалет;

9.45 – 10.00 – завтрак;

10.00 – 13.30 – учеб­ные занятия, домашние и общественные дела, чтение и развлечения, занятия спортом;

13 30 – 14 00 – обед;

14.00 – 15.00 – дорога на работу;

15 00 – 24.00 – работа на производстве (в перерыве – прием пищи, прогулка);

24.00 – 0.45 – возвращение с работы,

1.00 – 9.00 – сон.

Для работающих в ночную смену:

22.00 – подъем, проветривание комнаты;

22.05 – 22.15 – гигиеническая гимнастика;

22.15 – 22.45 – обтирание, душ;

22.15 – 23.00 – ужин;

23.00 – 24.00 – дорога на работу;

24.00 – 7.30 – работа на производстве (в перерыве – прием пи­щи, прогулка);

7.30 – 8.30 – возвращение с работы;

– 9.00 – утренний туалет и завтрак;

9.00 – 14.00 – сон;

14.00 – 14.30 – обед;

14.30 – 16.30 – учеба, самооб­служивание, домашняя работа и др.;

16.30 – 19.00 – про­гулка, общественная работа, развлечения и занятия спортом с умеренными физическими нагрузками;

19.00 – 22.00 – сон.

Естественно, что рассмотренные режимы труда и от­дыха, направленные на поддержание высокой работоспо­собности, должны совершенствоваться и изменяться при­менительно к конкретным условиям труда и индивиду­альным особенностям работников.

Целесообразный режим труда и отдыха

Современный темп жизни, нагрузки (физические и психические) остро ставят вопрос о

предельно-допустимых нагрузках в зависимости от пола и возраста;

профессиональной ориентации и профессиональном отборе (особо для видов деятельности связанных с большими физическими и психическими деятельности);

психологической помощи для лиц, неизбежно, подвергающихся перегрузкам;

синдром хронической усталости и методы снятия его.

Рекомендации по необходимости соблюдения вышеуказанных составляющих жизни человека кажутся само собой разумеющимся и люди не придают им значения. Чаще всего мы думаем о сне, физических упражнениях и др. указанных Компонентах тогда, когда мы заболеваем, появляется, например, боль в суставах или бессонница Обыденный образ жизни сильно различается у разных людей - один сидит целый день у компьютера, другой занимается покраской дачи, третий - лежит весь день на диване ., но такой образ жизни не приносит пользы человеку. Как небанально это звучит, но основой жизни человека является движение и смена видов деятельности, хотя бы через 3-4 часа. Во время специальных физических упражнений или в обыденной жизни, связанной с активным двигательным режимом, за счет большого количества сигналов, поступающих от мышц, связок, суставов происходит гармонизация деятельности вегетативной нервной системы, отвечающей за порядок протекания всех жизненных процессов и согласованность действия всех органов и систем. Чувство бодрости при регулярных занятиях физкультурой и спортом связано с рефлекторным усилением обмена веществ, двигательной и секреторной функции органов, усилением выведения шлаков . Двигательная активность всегда сопровождается улучшением настроения и формированием позитивного настроя в жизни. Однако, жизненный опыт показывает, что большинство жителей нашей страны пренебрегают таким доступным и эффективным способом улучшения здоровья, каким является активный двигательный режим. Не следует думать, что это связано только с ленью, большинство людей убеждено, что активный двигательный режим это какие-то специальные занятия, требующие особой организации и большого количества времени . Можно считать, что за последние годы все шире рекомендуется выполнять упражнения, когда Вам хочется и удобно (по времени), столько сколько хочется. Утром и днем упражнения могут быть более интенсивные, вечером меньшими по нагрузке и продолжительности. Больным людям обязательно нужно посоветоваться с инструктором по лечебной физкультуре, пожилые люди могут заниматься до появления первых признаков усталости. Важно помнить родителям, что привычка к активному образу жизни формируется у ребенка с раннего детства, не пожалейте несколько минут для совместных занятии, физическими упражнениями на свежем воздухе, превращайте эти занятия в игру. Очень полезны для детей и взрослых танцы улучшается координация движения, вовлекаются в работу разнообразные группы мышц, улучшается настроение . Проблемы режима труда и отдыха тесно связаны с состояниями пограничными между здоровьем и болезнью, такими как депрессия и синдром хронической усталости.

Реферат опубликован: 22/03/2010