Спорт как специфический вид человеческой деятельности

Страница: 6/7

привести (и приводит) к последствиям, от которых, как было

- 16 -

отмечено раньше, стремились уйти при выделении спорта как

самостоятельного явления: потере социального статуса, нарушениям

жизнедеятельности вплоть до лишения жизни, глубокому

психологическому кризису. Более того, реализация возможностей

человека искусственно втискивается в заданные извне рамки, выход

за которые пресекается различными способами - от психологического

давления до прямого физического воздействия.

Объяснение этого феномена, по нашему мнению, лежит далеко за

пределами не только теории спорта, но и теории деятельности.

Аналогичная ситуация наблюдается практически во всех сферах жизни

общества: изменения, первоначально направленные во благо

человека, таинственным образом превращаются в препятствия на пути

его развития. Создается впечатление, будто на поверхность выходят

следствия каких-то глубинных, заложенных в самой природе человека

факторов. Ни в одной системе социальной философии до сих пор не

выдвинута концепция, позволяющая объяснить и эффективно

преодолеть эти влияния. Предлагались различные пути "исправления"

недостатков человечества, от повсеместного просвещения до

насильственного искоренения антигуманных проявлений (см. весьма

полный обзор в [13, ч. 1, с. 10-27]). Однако выяснилось, что

любое знание может быть использовано двояко, силовые методы

порождают аналогичное по силе противодействие, а изменение

структуры общества дает выход тем или другим разрушительным

тенденциям. И спорт не является исключением. Идеал гармоничного

развития вследствие упора на результат как единственную цель

- 17 -

подменен культом силы и подавления. Вместо пропаганды здорового

образа жизни спортивное зрелище пропагандирует жестокость и

бездуховность.

Как можно предположить на основании сказанного выше, причиной

"обращения благих намерений во зло" становится неправильная

постановка целей. Материальный результат, выраженный в какой бы

то ни было форме, не может быть целью деятельности, включающей в

себя совершенствование человека. В противном случае она

превращается в производственную деятельность, где объект отделен

от субъекта, а следовательно, возможно отношение к человеку как к

средству, а не самоцели.

-18-

Выводы

Спорт как специфический вид человеческой деятельности

объединяет в себе различные аспекты человеческого бытия и потому

должен рассматриваться в единстве духовного и телесного. Основная

его цель - совершенствование человека через гармонизацию

физического, эстетического и нравственного развития.

Соревновательная деятельность должна служить демонстрации

возможностей гармонично развитого человеческого организма в

условиях неантагонистического противоборства. Коммерческие цели в

спорте не являются определяющими; выведение их на первый план в

профессиональном спорте представляет собой последствие извращения

изначальной системы ценностей и может быть преодолено смещением

акцентов в развитии данного явления.

Современная теория спорта лишь начинает нащупывать подходы к

объединению внешнего и внутреннего, уже сотни лет назад

разработанные в школах боевых искусств. Необходим более глубокий

философский анализ данной проблемы без попыток свести

многообразие проявлений человеческой телесности к одному или

нескольким факторам, взятым в отрыве от целого.

.

-19-

ЛИТЕРАТУРА

1. Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо - традиция воинских искусств. М.: Наука, 1992 - 429 с.

2. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. Кишинев: Штиница, 1989 - 110 с.

3. Гегель Г. Наука логики. М.: Мысль, 1974, Т. 1, с. 25

4. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры

человека. М.: ГЦИФК, 1992 - 120 с.

5. Егоров А.Г. Олимпизм как социокультурный феномен. //В сб.: Ценности спорта и пути его гуманизации. Выпуск 2. М.: Гуманитарный центр СпАрт, 1996, с. 43-48

Реферат опубликован: 3/01/2008