Психолого-педагогические и организационные основы функционирования

Страница: 4/9

Каждое занятие хора следует четко организовывать и планировать с учетом долговременных творческих задач хорового коллектива.

Педагогическое значение хорового распевания

Репетиция, как правило, начинается с распевания —обязательной формы работы самодеятельного хора. В профессиональных хорах распевание может не проводиться, так как артисты-профессионалы должны являться на работу уже в распетом (рабочем) состоянии. В самодеятельных хорах это исключено.

Распевание может проводиться одновременно со всем хором, по группам (женская, мужская), по хоровым партиям. Распевание, проводимое со всем хором, способствует организации начала занятий. Однако для достижения прочных вокальных навыков целесообразно проводить распевание по партиям или группам, в процессе распевания, которое обычно длится 10-20 минут, артисты хора помимо разогревания голосового аппарата совершенствуют певческие навыки. Следовательно, распевание преследует три основные задачи: разогревание голосового аппарата, психологический настрой для вокально-хоровой работы и совершенствование певческих приемов и навыков.

Начинать распевание целесообразно в среднем отрезке диапазона каждой хоровой партии. Немаловажно учитывать структуру упражнений, особенно в начале распевания.

Нецелесообразно начинать распевание в очень медленном или быстром темпе. Упражнения в быстрых и медленных темпах необходимы только после того, когда певцы уже приведут голоса в рабочее состояние и смогут заниматься совершенствованием певческих навыков.

Вариантов упражнений может быть много. Руководитель хора должен уметь подобрать для конкретного состава хора и решения конкретных педагогических задач те или иные упражнения.

Необходимо, чтобы упражнения носили стабильный характер, так как положительный результат возникает только при многократном повторении одних и тех же попевок. Прочные навыки вырабатываются в результате длительных и систематических тренировок.

Упражнения для распевания должны быть несложными для восприятия, удобными для усвоения, лаконичными, предельно ясными и целенаправленными.

Подбор упражнений, интенсивность распевания определяются следующим: происходит ли распевание перед выступлением хора или оно — часть очередной репетиции. Если распевание предшествует концертному выступлению хора, то имеет большое значение объем выступления: несколько произведений, отделение или целый концерт. Чем короче выступление, тем значительнее должно быть распевание. Недостаточная распетость хора отрицательно сказывается на качестве исполнения. Не следует проводить длительное, напряженное распевание перед концертом хора в двух или одном большом отделении, так как большая певческая нагрузка артистов хора во время распевания может утомить их и привести к потере певческой формы в процессе концерта.

Освоение руководителем методики и практики распевания необходимо для правильной организации певческого воспитания хорового коллектива.

Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности

Основное репетиционное время отводится работе над репертуаром. Репетиции условно можно подразделить на две группы: рабочие репетиции и репетиции перед концертом. Две-три репетиции перед концертом хора должны включать, главным образом, репертуар, который будет исполнен в концерте. Если выступление хора состоит всего из двух-трех произведений, то непосредственная репетиционная подготовка к выступлению может быть сокращена. Следует выделить репетицию в день концерта. Помимо распевания в нее включается повторение наиболее сложных фрагментов из исполняемого в концерте репертуара. Не следует стремиться пропевать все произведения полностью. По времени репетиция в день концерта не должна превышать один-полтора часа.

Методы организации рабочей репетиции хора во многом определяются уровнем исполнительского мастерства и музыкальной грамотности участников хора. Чем выше этот уровень, тем меньше времени можно отводить на репетиции по хоровым партиям. Низкий уровень исполнительского мастерства хорового коллектива требует не только больше времени отводить занятиям по хоровым партиям, но и организовывать занятия с отдельными певцами хора.

Организация рабочей репетиции определяется степенью сложности репертуара, состоянием его освоения на данный момент.

Рабочую репетицию самодеятельного хора целесообразно проводить, используя разнообразные формы ее организации (по партиям, группам, совместно). Разнообразные формы оживляют содержание работы, вызывая меньшую утомляемость участников хора. Наиболее целесообразно первую половину репетиции (один-полтора часа) заниматься по партиям или группам хора, а после перерыва предпочтительна общая репетиция, когда произведения, включенные в репертуар хора, находятся на разной стадии освоения. На общей репетиции следует работать над произведениями, уже прошедшими стадию разучивания по партиям или группам хора. Группы хора могут состоять из различных партий. Разделение хора на группы определяется спецификой фактуры изучаемых произведений.

Реферат опубликован: 1/02/2009